DOI
https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol2-iss1/S-pp805-816Ключевые слова
тост / вино (мусаллас) / священный напиток(хаома) / буза / кимиз / виноградный сок (шарбат) / чогир / алёр / соқий / / чаша (суроҳий / коса) / рюмка / лингвистический атрибут / периодический / религиозный / вера / церемония " яса-юсун " / чогир мажлиси (церемония высказывание тоста в XIII век)Аннотация
В данной статье рассматривается процесс сохранения уникальных национальных особенностей узбекского языка после получения Республикой Узбекистан независимости. Автор подчеркивает, что характеристики национального языка становятся особенно заметными при сравнительном анализе. Также отмечается, что до недавнего времени изучение узбекского языка в контексте теории жанров речи не получало должного внимания. Особое внимание в статье уделяется речевому жанру "тост" и его производным, таким как "вино", которые отражают эволюцию религиозных убеждений от божественных к общественным. Эти жанры рассматриваются как лингвистические атрибуты, характерные для различных эпох и систем верований. Автор аргументирует, что разговорный язык служит зеркалом исторических, социальных и временных особенностей народа, предоставляя уникальную перспективу на языковое разнообразие и его функции в обществе.
Библиографические ссылки
Архипова. Е.М.Тост как первичный речевой жанр в современной концепции научного знания. Научная мысль Кавказа 2010 № 3, с 151-155;
Асқаров А. Ўзбек халқининг келиб чиқиш тарихи. Тошкент, “Ўзбекистон”, 2015 й. 157 бет-171бетлар
Базарова. М.Ўзбек тилидаги ижобий истак мазмунини ифодаловчи нутқий бирликларнинг лисоний хусусиятлари (дуолар ва нутқий этикетлар мисолида). Фил.ф.ном. диссертацияси. Т., 2007, 129 бет
Бейнинсон Е. Г Лингвокультурные характеристики тоста как фольклорного жанра и компонента ритуального дискурса., // Проблемы лингвистики и коммуникации. Научный вестник ЮИМ №4` 2014, с 37-39;
Вежбицкая. А. Речевые жанры//Социальная психолингвистика: хрестоматия. М.: Лабиринт, 2007, с 237-249
Глушкова. Т.С Винопития как фрагмент русской языковой картина мира: на материале паремий, анекдотов, тостов, текстов СМИ и рекламы. Дис-я канд.фил.наук, Омск, 2009, 216 с; Жабборов. И Ўзбеклар. Анъанавий хўжалиги, турмуш тарзи ва этномаданияти. “Шарқ” нашриёт-матбаа акциядорлик компанияси таҳририяти, Тошкент, 2008, 111 бет-1574 бет–( 240 б). Бетлар
Khasanova, F. M. (2023). Sociolinguistic features of the speech genre of prayer in the Uzbek language. International Journal Of Literature And Languages, 3(02), 57-62.
Мирмухсин. Илдизлар ва Япроклар. 124// Қадаҳ Мирмухсин. Илдизлар ва Япроклар, 275 бет//
Норқўзиев. С. Аҳлоқнинг асосий меъёрлари. Шарқ” нашриёт-матбаа акциядорлик компанияси таҳририяти, Тошкент, 2019, 49,50, 244 - бетлар
Улуғбек Султон. Ризқ ҳақида рисола. Т., Сано стандарт нашриёти, 2017, 67-бет
Усмонхон Алимов. Суннат ва Ҳадис. Т., Моварауннаҳр ,2019, 33-бет
Ўзбекистон миллий энциклопедияси. Ўзбекистон миллий энциклопедияси давлат илмий нашриёти, Тошкент, 2000, 134-139 – бет,314 бетлар.
Қодиров. П. Юлдузли тунлар, стр 210-214б, 261б
Гусаренько. М.К.Дискурсивные разновидности, перлокутивная прагматика и пропозициональные характеристики речевого акта пожелания в современном русском языке. Дисс. ... канд.филол.наук. Ставрополь, 2005, с 96
https://uz.m.wikipedia.org/wiki/Alyor
Microsoft Word - kr_yulduzli_tunlar_ziyouz_com.doc
Ҳадис ва Ҳаёт 16/17-жузлари (МР3) «Таом, шароб ва либос» (islom.uz)
Mirmuhsin. Ildizlar va yaproqlar (1989).pdf