Когнитивные и культурные измерения в концепции «Образование-Воспитание» в идеологии Джадидов

  • EAP инструктор, Денауский институт предпринимательства и педагогики

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol2-iss5-pp10-17

Ключевые слова

Джадидское движение / образование-воспитание (та’лим-тарбия) / когнитивная лингвистика / культурная лингвистика / концептуальные метафоры / образовательные реформы / литература Центральной Азии / социокультурные ценности

Аннотация

Концепция «образование-воспитание» (та’лим-тарбия) занимает центральное место в идеологии джадидского движения, стремившегося к модернизации общества через образовательные и моральные реформы. В статье рассматриваются когнитивные и культурные аспекты данного понятия, отраженные в джадидской литературе, с акцентом на взаимосвязь между когнитивными структурами и культурными ценностями. Используя когнитивно-лингвистическую методологию, исследование выявляет метафорические выражения, концептуальные схемы и ментальные модели, лежащие в основе джадидского подхода к образованию и воспитанию. Культурно-лингвистический анализ одновременно демонстрирует, как традиционные ценности, религиозная этика и социальные обязательства интегрируются с реформаторскими идеалами, формируя уникальный нарратив. Результаты исследования показывают, что джадидская концепция «та’лим-тарбия» представляет собой динамичный синтез когнитивных и культурных характеристик, объединяющий сохранение наследия с продвижением прогрессивных идей. Эти выводы углубляют понимание когнитивных и лингвокультурных механизмов, лежащих в основе образовательных реформ в историческом и современном контексте.

Библиографические ссылки

Abashin, S. (2019). “Every day Islam and Modernity in Central Asia.” Central Asian Survey, 38(2), 203–220.

Beissinger, M. H. (2001). Language and Identity in Central Asia. Princeton University Press.

Frank, A. J. (2001). Islamic Reform and Colonial Central Asia. Brill Academic Publishers.

Sahadeo, J. (2011). Russian Colonial Society in Tashkent, 1865–1923. Cambridge University Press.

Turdibekova, G., & Solijonov, A. (2020). “Reforms in Traditional Education Systems: Lessons from the Jadid Movement.” Asian Social Science Journal, 16(3), 112–126.

Dudoignon, S. A. (2006). The Balancing Act of Reform: The Educational Trajectories of Muslim Reformers in the Russian Empire. Springer.

Kamp, M. (2006). The New Woman in Uzbekistan: Islam, Modernity, and Unveiling under Communism. University of Washington Press.

Levin, Z. (2017). “The Evolution of Educational Policy in Colonial Turkestan.” History of Education Quarterly, 57(4), 453–477.

Perry, J. R. (2000). Language Reform in Early 20th Century Central Asia: The Jadid Case. Routledge.

Roberts, S. (2016). “Cultural Revival and Reform: The Jadids” Approach to Education in Central Asia. Educational Philosophy and Theory, 48(6), 607–619.

Kövecses, Z. (2005). Metaphor in Culture: Universality and Variation. Cambridge University Press.

Nasr, S. H. (2006). The Heart of Islam: Enduring Values for Humanity. Harper One.

Khalilova, R. (2020). "Education in the Jadid Movement: Cultural and Ethical Perspectives." Central Asian Studies Journal, 12(3), 45–63.

Загрузки

34 7

Опубликован

Когнитивные и культурные измерения в концепции «Образование-Воспитание» в идеологии Джадидов

Как цитировать

Соатов, И. 2024. Когнитивные и культурные измерения в концепции «Образование-Воспитание» в идеологии Джадидов. Зарубежная лингвистика и лингводидактика. 2, 5/S (ноя. 2024), 10–17. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol2-iss5-pp10-17.

Выпуск

Раздел

Лингвистика и межкультурная коммуникация