DOI
https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol2-iss6-pp59-66Ключевые слова
джадидское движение / образование-воспитание / когнитивная лингвистика / культурная лингвистика / концептуальные метафоры / образовательные реформы / литература Центральной Азии / социокультурные ценностиАннотация
Концепция «образование-воспитание» занимает центральное место в идеологии джадидского движения, стремившегося модернизировать общество через образовательные и моральные реформы. В статье рассматриваются когнитивные и культурные аспекты этой концепции, отраженные в джадидской литературе, с особым акцентом на взаимосвязь между когнитивными структурами и культурными ценностями. Используя когнитивно-лингвистическую методологию, исследование анализирует метафорические выражения, концептуальные схемы и ментальные модели, которые лежат в основе джадидского подхода к образованию и воспитанию. Культурно-лингвистический анализ одновременно демонстрирует, как традиционные ценности, религиозная этика и социальные обязательства интегрируются с реформаторскими идеалами, создавая уникальный нарратив. Результаты исследования показывают, что джадидская концепция «образование-воспитание» представляет собой динамический синтез когнитивных и культурных элементов, объединяя сохранение наследия с продвижением прогрессивных идеалов. Выводы статьи способствуют более глубокому пониманию когнитивных и лингвокультурных механизмов, лежащих в основе образовательных реформ, как в историческом, так и в современном контексте.
Библиографические ссылки
REFERENCES
Abashin, S. (2019). “Everyday Islam and Modernity in Central Asia.” Central Asian Survey, 38(2), 203–220.
Beissinger, M. H. (2001). Language and Identity in Central Asia. Princeton University Press.
Frank, A. J. (2001). Islamic Reform and Colonial Central Asia. Brill Academic Publishers.
Sahadeo, J. (2011). Russian Colonial Society in Tashkent, 1865–1923. Cambridge University Press.
Turdibekova, G., & Solijonov, A. (2020). “Reforms in Traditional Education Systems: Lessons from the Jadid Movement.” Asian Social Science Journal, 16(3), 112–126.
Dudoignon, S. A. (2006). The Balancing Act of Reform: The Educational Trajectories of Muslim Reformers in the Russian Empire. Springer.
Kamp, M. (2006). The New Woman in Uzbekistan: Islam, Modernity, and Unveiling under Communism. University of Washington Press.
Levin, Z. (2017). “The Evolution of Educational Policy in Colonial Turkestan.” History of Education Quarterly, 57(4), 453–477.
Perry, J. R. (2000). Language Reform in Early 20th Century Central Asia: The Jadid Case. Routledge.
Roberts, S. (2016). “Cultural Revival and Reform: The Jadids” Approach to Education in Central Asia. Educational Philosophy and Theory, 48(6), 607–619.
Kövecses, Z. (2005). Metaphor in Culture: Universality and Variation. Cambridge University Press.
Nasr, S. H. (2006). The Heart of Islam: Enduring Values for Humanity. Harper One.
Khalilova, R. (2020). "Education in the Jadid Movement: Cultural and Ethical Perspectives." Central Asian Studies Journal, 12(3), 45–63.