Эффективные методы развития критического мышления у старшеклассников на уроках русского языка в школах с узбекским языком обучения

  • Докторант, Наманганский государственный университет

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss1-pp80-91

Ключевые слова

критическое мышление / критические обсуждения / творческое мышление / интерактивные материалы / интегрированные уроки / способности к мышлению / общение / командная работа

Аннотация

В статье анализируются эффективные методы развития критического мышления на уроках русского языка. Критическое мышление играет важную роль в активном применении знаний учащимися и повышении их способности к решению проблем. В статье проводится исследование и аналитическая деятельность на основе произведения Достоевского "Журнал для записей". Рассматриваются такие методы, как работа в группах, интегрированные уроки, сессии размышлений, критические обсуждения, мультимедийные ресурсы и развитие эмпатии. Эти методы способствуют развитию критического мышления у учащихся, повышению их творческого мышления и формированию навыков эффективной работы в команде. Основная цель статьи — определить современные методы развития критического мышления на уроках русского языка и оценить их эффективность. Критическое мышление также повышает активность учащихся в процессе индивидуального обучения и помогает расширить их мыслительные способности. В целом, предложенные в статье методы служат эффективными инструментами для развития критического мышления на уроках русского языка.

Библиографические ссылки

Бутенко А. В., Ходос Е. А., Критическое мышление: метод, теория, практика. М.: Мирос, 2009. 16-19 с.

Выготский, Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2012. 56-59 с.

Веч О. Я., Иванцова, М. Ю., Юлдашева, Н. Т. Русский язык как иностранный. 9 класс. Ташкент: Республиканский центр образования, 2022. 144 с.

Веч О. Я., Ардатова, Е. В., Юлдашева, Н. Т. Русский язык как иностранный. 8 класс. Ташкент: Республиканский центр образования, 2022. 124-129 с.

Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссия / Под ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. М.: Академика, 2001. ISBN 5-8297-0093-Х.

Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития. Санкт-Петербург: Алянс-Делта, 2003. 284 с.

Заир-Бек С. И., Муштавинская, И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 223 с. ISBN 978-5-09-019218-7.

Канеман Д. Думай медленно-Решай быстро. М.: АСТ, 2014. 331 с. ISBN 978-5-17-080053-7.

Махмутов М. И., Интеллектуальный потенциал россиян: причины и следствия. Георесурсы, 2001. № 34 (7). 6-7с.

Мезенцева С. В. Приёмы (технологии) критического мышления. Вестник науки, 2021. № 4 (37). 47-50 с.

Муштавинская И. В., Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2013. 140 с. ISBN 978-5-9925-0903-8.

Раимбекова Г. К., Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. European research, 2016. 84-86 с.

Селевко Г. К., Энциклопедия образовательных технологий. М.: Народное образование, 2005. 535 с.

Халперн Д., Психология критического мышления. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 512 с. ISBN 5-314-00122-5.

Чатфилд Т., Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. М.: Алпина Паблишер, 2019. 328 с. ISBN 978-5-9614-2081-4.

Шакирова Д. М., Критическое мышление. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2019. 146 с. ISBN 978-5-6042481-5-7.

Загрузки

17 12

Опубликован

Как цитировать

Собирова , Г. 2025. Эффективные методы развития критического мышления у старшеклассников на уроках русского языка в школах с узбекским языком обучения. Зарубежная лингвистика и лингводидактика. 3, 1 (янв. 2025), 80–91. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss1-pp80-91.