Преподавание английского языка: переход от монолитного к плюрицентрическому подходу

  • Кандидат филологических наук, доцент, Кафедра теории и практики перевода, Самаркандский государственный институт иностранных языков
  • Старший преподаватель, Кафедра языка и литературы пушту, Университет Кандагара, Кандагар, Афганистан
  • Старший преподаватель, Кафедра английского языка и литературы, Университет Кандагара, Кандагар, Афганистан

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss2-pp113-122

Ключевые слова

плюрицентрический подход / преподавание английского языка / Английские языки мира / английский как лингва франка / английский как международный язык

Аннотация

В данной статье рассматривается переход от традиционного монолитного подхода к более инклюзивному плюрицентрическому подходу в преподавании английского языка (ELT). Исторически преподавание английского языка было сосредоточено на нормах носителей, в первую очередь британского и американского, при этом часто игнорировалось глобальное разнообразие этого языка. Плюрицентрический подход, напротив, признаёт английский как многогранный и развивающийся язык, формирующийся под влиянием культурных и языковых контекстов его носителей по всему миру.

В статье описывается историческое развитие преподавания английского языка, подчёркивается влияние колониализма и глобальное распространение, приведшее к появлению английского как международного языка и лингва франка. Рассматриваются различные модели плюрицентрического подхода и объясняется, как они обеспечивают большую гибкость и возможности для учащихся использовать английский в реальных коммуникационных ситуациях. Несмотря на многочисленные преимущества, такие как развитие межкультурной компетенции и расширение возможностей неродных носителей языка, плюрицентрический подход сталкивается с проблемами, связанными с подготовкой преподавателей, сопротивлением неродным разновидностям, стандартизацией и оценкой. В итоге авторы утверждают, что плюрицентрический подход представляет собой более инклюзивную и реалистичную основу для преподавания английского, соответствующую глобальным реалиям использования языка, и предоставляет учащимся инструменты для эффективного общения в различных культурных и языковых средах.

Библиографические ссылки

Basturkmen, H. (2014). English as a lingua franca: Implications for ELT and teacher education. In H. H. Coleman (Ed.), The Cambridge Guide to Teaching English to Speakers of Other Languages (pp. 289-296). Cambridge University Press.

Bilici, Ö. U. (2023). Teaching English as a Pluricentric Language: Insights from TEIL, World Englishes and Critical Pedagogy. Recep Tayyip Erdoğan Üniversitesi Sosyal Bilimler Dergisi, 10(1), 63-75.

Clyne, M. (1992). Pluricentric languages–introduction. Pluricentric languages: Differing norms in different nations (pp. 1-10). Mouton de Gruyter.

Crystal, D. (2003). English as a global language. Cambridge University Press.

Gerhard, L. (1992). English as a pluricentric language. Michael Clyne (Ed.), Pluricentric Languages, Berlin, Mouton de Gruyter, 179-237.

Hutz, M. (2022). Integrating Linguistic Diversity into English Language Teaching: Challenges in Implementing a Pluricentric Approach. Routledge.

Jenkins, J. (2009). World Englishes: A resource book for students. Routledge.

Kachru, B. B. (1992). The other tongue: English across cultures. University of Illinois Press.

MacKenzie, R. (2014). English as a Lingua Franca and the Teaching of English: A View from Applied Linguistics. TESOL Quarterly, 48(3), 506-521.

Marakhovska, N. (2022). Pluricentric language teaching and world Englishes-informed curriculum design for teacher training programs. In Pluricentric Languages and Language Education (pp. 190-201). Routledge.

Matsuda, A. (2003). The ownership of English in Japanese secondary schools. World Englishes, 22(4), 483-496.

Mauranen, A. (2012). Exploring ELF: Academic English shaped by non-native speakers. Cambridge University Press.

McKay, S. L. (2002). Teaching English as an international language: Rethinking goals and approaches. Oxford University Press.

Mourchid, M., Bouaissane, M., Brigui, H., & Sawalmeh, M. H. (2023). World Englishes Today: Towards a Pluricentric Approach of Proficiency Testing. International Journal of Linguistics, Literature and Translation, 6(8), 231-235.

Nguyen, T. C. N. (2024). English as the Pluricentric Language: Changes within the Educational Process. EIKI Journal of Effective Teaching Methods, 2(3), 45-56.

Phillipson, R. (1992). Linguistic imperialism. Oxford University Press.

Richards, J. C., & Rodgers, T. S. (2014). Approaches and methods in language teaching (3rd ed.). Cambridge University Press.

Seidlhofer, B. (2011). Understanding English as a lingua franca. Oxford University Press.

Sharifian, F. (2014). English as an international language: A multilingual and pluricentric perspective. Challenging the monolingual mindset (pp. 156). Multilingual Matters.

Tizzano, E., & Rauer, A. (2019). Teaching English with a Pluricentric Approach: A Compilation of Four Upper Secondary Teachers’ Beliefs. Language and Education, 33(5), 493-512.

Wide, C., Norrby, C., & Oakes, L. (2021). New perspectives on pluricentricity. Sociolinguistica, 35(1), 1-7.

Xie, J. (2014). Challenges and opportunities for the pluricentric approach in ESL/EFL teaching: An empirical study of college English teaching in China. English Today, 30(2), 43-50.

Загрузки

18 8

Опубликован

Преподавание английского языка: переход от монолитного к плюрицентрическому подходу

Как цитировать

Салиева, З., Тайид, Н.А. и Бари Рахмани, А. 2025. Преподавание английского языка: переход от монолитного к плюрицентрическому подходу. Зарубежная лингвистика и лингводидактика. 3, 2 (фев. 2025), 113–122. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss2-pp113-122.

Выпуск

Раздел

Инновационные методики и компетентностный подход в преподавании иностранных языков