Эволюция литературы в жанре фэнтези: от фольклора к современным эпопеям

  • Старший преподаватель, Кафедра истории и грамматики английского языка, Самаркандский государственный институт иностранных языков

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss3/S-pp63-67

Ключевые слова

Фэнтези-литература / фольклор / мифология / средневековый роман / вторичный мир / Джордж Макдональд / Дж. Р. Р. Толкин / готическая проза / вторичное творение / литературная эволюция

Аннотация

В данной статье рассматривается эволюция литературы фэнтези — от её древнейших корней в фольклоре и мифологии до сложных и масштабных эпопей XX века. Прослеживая её развитие через средневековый роман, сатиру эпохи Возрождения, романтический мистицизм и готическую литературу, исследование освещает ключевые литературные сдвиги и вклад таких влиятельных авторов, как Джордж Макдональд, Уильям Моррис и Дж. Р. Р. Толкин. Особое внимание уделяется тому, как фэнтези адаптировалась к культурным и философским изменениям, сочетая волшебство со скептицизмом и в конечном итоге утвердившись как серьёзный литературный жанр. В статье также анализируется, как концепция «вторичных миров», мотив отчуждённости от реальности, а также взаимодействие языка и мифа определили повествовательную силу фэнтези.

Отмечая эти трансформации, автор представляет литературу фэнтези как динамичную и рефлексивную форму, которая продолжает развиваться, сохраняя глубокую связь с универсальным человеческим опытом.

Библиографические ссылки

Attebery, B. (1992). Strategies of fantasy. Indiana University Press. – A foundational text that discusses the flexible nature of the fantasy genre.

Clute, J., & Grant, J. (Eds.). (1997). The encyclopedia of fantasy. Orbit. – An essential reference for the categorization and history of fantasy literature.

Jackson, R. (1981). Fantasy: The literature of subversion. Methuen. – Explores how fantasy creates estranged yet coherent worlds.

MacDonald, G. (1858). Phantastes: A faerie romance. Smith, Elder & Co. – One of the first true modern fantasy novels; influential on C. S. Lewis and Tolkien.

Manlove, C. N. (1975). Modern fantasy: Five studies. Cambridge University Press. – A key scholarly analysis of the moral and metaphysical dimensions of fantasy.

Morris, W. (1896). The well at the world's end. Longmans, Green, and Co. – An early example of detailed secondary world-building.

Shippey, T. A. (2000). J. R. R. Tolkien: Author of the century. HarperCollins. – Insightful analysis of Tolkien’s literary impact and methods.

Stableford, B. (2005). Historical dictionary of fantasy literature. Scarecrow Press. – Provides comprehensive historical context and terminology for the genre.

Tolkien, J. R. R. (1947). On fairy-stories. In C. S. Lewis (Ed.), Essays presented to Charles Williams. Oxford University Press. – Tolkien’s theoretical framework for fantasy and "sub-creation."

Tolkien, J. R. R. (1954–1955). The Lord of the Rings (3 vols.). George Allen & Unwin. – The defining epic of modern fantasy literature.

Холиков, Б. А. (2014). " КРЁСТНЫЙ ОТЕЦ"-РЕАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Вопросы филологических наук, (2), 14-16.

Пардаева, И. (2020). Идея, художественность, содержание и порядок. Иностранная филология: язык, литература, образование, (1 (74)), 74-77.

Загрузки

2 2

Опубликован

Эволюция литературы в жанре фэнтези: от фольклора к современным эпопеям

Как цитировать

Нарзикулова, Р. 2025. Эволюция литературы в жанре фэнтези: от фольклора к современным эпопеям. Зарубежная лингвистика и лингводидактика. 3, 3/S (мар. 2025), 63–67. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss3/S-pp63-67.