Инструментарий узбекской музыке:Исторический экскурс и современность

Авторы

  • Бахтиёр Ашуров PhD, Государственная консерватория Узбекистана , Тошкент, Узбекистана

DOI:

https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol1-iss1/s-pp690-697

Ключевые слова:

Инструмент, Музыка, Традиция, Танец

Аннотация

Многим известно, что вопросами происхождения, функционирования и взаимодействия музыкальных инструментов занимается специальная наука органология. В числе её устоявшихся правил считается, что инструмент - важнейшая опора музыканта. Это в известном смысле напарник и спутник исполнителя в его творческих устремлениях, надежная основа импровизации, источник вдохновения и фантазии.

Особенно велико значение музыкальных инструментов в условиях бесписьменной традиции. Тут, помимо всего, музыкальные инструменты выступают своеобразными фиксаторами устоявшихся норм устных традиций.

Не случайно система нотописи в классической музыке Востока формировалась как табулатура для господствующего в своей эпохе инструмента, например, табулатура для уда XIII-XV вв., хорезмская танбурная табулатура XIX века. С помощью инструмента объяснялись ладовые и ритмические системы, принципы строения вокальных и инструментальных мелодий. Недаром говорят, что бухарский танбур – ключ к системе макомата, тар – олицетворение азербайджано-иранских мугамов и дастгяхов, кашгарский танбур (иной мензуры и принципов исполнения, нежели бухарский) ведущий инструмент уйгурских мукамов.

Формы и конструкции инструментов – результат вековых поисков музыкантов совершенства тембро-акустических возможностей, приспособление к себе орудий своей профессии. А звукоряды, устоявшихся на них – это тоже результат естественного отбора не одного поколения музыкантов-исполнителей и слушателей, словом, материальное воплощение этапов истории музыкальной культуры.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки


Просмотров аннотации: 37

Опубликован

2020-11-18

Как цитировать

(1)
Ашуров, Б. Инструментарий узбекской музыке:Исторический экскурс и современность. ОИ 2020, 1, 690-697.