Типичные модели поведения при нарушении законодательства о рекламе и их правовая оценка

  • Д.ю.н., проректор, Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, Узбекистан

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol4-iss5/S-pp103-114

Ключевые слова

потребитель / хозяйствующие субъекты / конкуренция / рекламная деятельность / недостоверная реклама / ненадежная реклама / заведомо ложная (вводящая в заблуждение) реклама / нечестная реклама / неэтичная реклама / скрытая реклама

Аннотация

Согласно статье 65 Конституции Республики Узбекистан, собственность в различных формах составляет основу экономики Узбекистана, направленную на повышение благосостояния граждан. Государство создает условия для развития рыночных отношений и честной конкуренции, гарантирует свободу хозяйственной деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритета прав потребителей. Из содержания нормы следует, что государство обязуется гарантировать свободу предпринимательства с учетом приоритета прав потребителей. Также в качестве одного из обязательств определено создание условий для добросовестной конкуренции. Соответственно, пока свобода предпринимательства считается конституционной гарантией, в этой сфере могут быть установлены разумные ограничения, исходя из приоритета добросовестной конкуренции и прав потребителей. Некоторые из этих ограничений установлены и в законодательстве о рекламе, которое сегодня служит ключом для входа предпринимателей на рынок. Исходя из этой ситуации, в статье анализируются указанные ограничения, запрещенные законом виды рекламы, их сущность, причины их запрещения, общие модели поведения правонарушителей в связи с этим, вопросы их правовой оценки. Опыт международных договоров, законодательство и практика правоприменения зарубежных стран и Узбекистана обсуждались в сравнительно-правовом аспекте. Обсуждаются запрещенные виды рекламы, такие как недостоверная реклама, ненадежная реклама, заведомо ложная (вводящая в заблуждение) реклама и недобросовестная (неэтичная) реклама.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Ўзбекистон Республикасининг “Реклама тўғрисида”ги қонунига шарҳлар / И.Б.Зокиров, М.Х.Рустамбоев, О.Оқюлов ва бошқ. Ўзбекистон Республикаси Адлия вазирлиги Тошкент давлат юридик институти, Ўзбекистон Республикаси Монополиядан чиқариш, рақобат ва тадбиркорликни қўллаб-қувватлаш давлат қўмитаси. Р.Рўзиев таҳрири остида. – Тошкент: Шарқ, 2008. – Б. 12-13.

Фонарева Н.Е. Как действует закон «О рекламе» // Закон. 1996. - №12. – С.20.

Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Карташов Н.Н., Котов С.Ф., Никитина Т.Е. «Постатейный комментарий к Федеральному закону «О рекламе» // «Статут», 2012 – С. 18.

Ўзбекистон Республикасининг “Реклама тўғрисида”ги Қонуни // Қонунчилик маълумотлари миллий базаси, 08.06.2022 й., 03/22/776/0498-сон

Тотьев К.Ю. Ненадлежащая реклама: законодательные запреты и ограничения // Хозяйство и право. – 1996. - № 1. – С. 14.

Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102105292

Закон Азербайджанcкой Республики «О рекламе» от 15 мая 2015 года №1281-IVQ. URL: https://geography.agency/zakon-azerbajdzhana-o-reklame/

Закон Республики Беларусь «О рекламе» (10 мая 2007 г. № 225-З). URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10700225 – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Закон Украины «О рекламе» // URL: http://consultant.parus.ua/?doc=001VM6EE7F#google_vignette

Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере регулирования рекламной деятельности // www.grand-laws.ru.

Қаранг: Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102105292 // Закон Азербайджанcкой Республики «О рекламе» от 15 мая 2015 года №1281-IVQ. URL: https://geography.agency/zakon-azerbajdzhana-o-reklame/ // Закон Республики Беларусь «О рекламе» (10 мая 2007 г. № 225-З). URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10700225 – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь // Закон Украины «О рекламе» //

URL: http://consultant.parus.ua/?doc=001VM6EE7F#google_vignette

Лашкевич Н. Странам Балтии открыли двери в ЕС // Известия. 1997. 16 декабря. – С. 3.

Международный рекламный кодекс // www.advertisement.com.

Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере регулирования рекламной деятельности // www.grand-laws.ru.

Х.В.Бурханходжаева, Аҳолига савдо хизмати кўрсатишнинг фуқаролик ҳуқуқий масалалари: Юрид. фан. номз. ... дис. автореф. – Тошкент: ТДЮИ, 2007. – Б. 14.

Тошкент шаҳар хўжалик судининг 2004 йилги ва Олий хўжалик судининг 2005 йилги иш материалларидан, 10-0418/10357-сонли иш.

Всеволожский К.В., Мединский В.Р. Правовые основы коммерческой рекламы. – М.: 1998. – С. 89.

Ўзбекистон Республикаси Монополиядан чиқариш, рақобат ва тадбиркорликни қўллаб-қувватлаш давлат қўмитаси 2006 йилги иш материаллари.

Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. – М., 1996. – С. 99.

Ўзбекистон Республикасининг “Рақобат тўғрисида”ги Қонуни // Қонунчилик маълумотлари миллий базаси, 21.04.2021 й., 03/21/683/0375-сон, 14.03.2022 й., 03/22/759/0213-сон.

Лобанов Г. С назойливой рекламой можно бороться // Бизнес-адвокат. – 1999. - № 9. – С. 14.

Черячукин Ю.В. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в России и зарубежных государствах: Дис. … док. юрид. наук. – Волгоград: Академия МВД РФ, 2002. – С. 209-214.

Bovee, Courtland L., Thill, John V., Dovel, George P. and Marian Burk Wood. Advertising Excellence. McGraw-Hill, Inc. New York. 1995. – P. 204.

Загрузки

46 29

Опубликован

Как цитировать

Ходжаев, Б. 2023. Типичные модели поведения при нарушении законодательства о рекламе и их правовая оценка. Общество и инновации. 4, 5/S (июн. 2023), 103–114. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol4-iss5/S-pp103-114.