Кибербуллинг как современная форма виктимизации подростков в социальных сетях: сравнительно‑криминологический анализ

  • Преподаватель, Кафедра Уголовного права, криминологии и борьбы с коррупцией, Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, Узбекистан

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol6-iss2-pp147-168

Ключевые слова

Кибербуллинг / виктимизация / подростки / социальные / сети / криминология / профилактика

Аннотация

Статья раскрывает кибербуллинг как качественно новую форму виктимизации подростков в цифровом пространстве. На базе сравнительно‑криминологического обзора международных и национальных исследований 2018‑2024 гг. сопоставляются масштабы и механизмы онлайн‑ и офлайн‑травли, выявляются факторы риска (время в сети, цифровая компетентность, социально‑демографические характеристики). Анализ демонстрирует, что распространённость кибербуллинга уже сопоставима с традиционным буллингом, а в ряде стран – выше. PISA‑2022 подтверждают, что каждый шестой школьник в Узбекистане регулярно сталкивается с травлей, что коррелирует со значительной потерей учебных результатов. Особое внимание уделено специфике цифровой среды: анонимность агрессора, неограниченная аудитория и постоянная доступность жертвы усиливают психологические последствия, включая тревожность, депрессию и суицидальные риски. Рассмотрены действующие профилактические практики – образовательные программы медиаграмотности, школьная политика «нулевой толерантности», семейный мониторинг и меры платформ. Обоснована необходимость многоуровневой стратегии, объединяющей усилия государства, ИТ‑компаний, образовательных учреждений и семьи. Предлагается развивать «кибервиктимологию» как отдельное направление криминологической науки для создания доказательных моделей раннего выявления и комплексной реабилитации жертв.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Anderson M. Key trends shaping technology in 2017. Pew Research Center Report. Dec 28, 2017. URL: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/12/28/key-trends-shaping-technology-in-2017/

Balaji, N., Pai, K. B. H., Kotari, M., & Venkatesh, B. (2020). Cyberbullying in Online/E-Learning Platforms Based on Social Networks. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering (IJITEE), 9(3), 1132–1136.

Bauman S., Bellmore A. New Directions in Cyberbullying // Research, Journal of School Violence. 2015. Vol. 14. №1. P. 1—10.

Craig, W., Walsh, S. D., Harel-Fisch, Y., Fotti, S., & Pickett, W. (2020). Social media use and cyber-bullying: A cross-national analysis of young people in 42 countries. Journal of Adolescent Health, 66(6S), S100–S108. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2020.03.006

Giumetti, G. W., & Kowalski, R. M. (2022). Cyberbullying via social media and well-being. Current opinion in psychology, 45, 101314. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2022.101314

Hinduja S., Patchin J.W. Cyberbullying: Identification, Prevention, & Response. Cyberbullying Research Center. 2014. 9 p. URL: https://cyberbullying.org/Cyberbullying-Identification-Prevention-Response-2018.pdf

Kowalski R.M., Limber S.P., Agatston P.W. Cyberbullying: Bullying in the digital age. 2nd ed. Wiley-Blackwell, 2011.

OECD (2023), PISA 2022 Results (Volume I): The State of Learning and Equity in Education, PISA, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/53f23881-en.

Pew Research Center. (2022). Teens and cyberbullying 2022. URL: https://pewrsr.ch/3FU6TxV

Ray, G., McDermott, C. D., & Nicho, M. (2024). Cyberbullying on Social Media: Definitions, Prevalence, and Impact Challenges. Journal of cybersecurity, 10(1)

School violence and bullying: Global status report. 2017. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002469/246970e.pdf

Sourander A., Klomek A.B., Ikonen M., Lindroos J., Luntamo T., Koskelainen M. et al. Psychosocial risk factors associated with cyberbullying among adolescents: a population-based study // Archives of General Psychiatry. 2010. Vol. 67. №7. P. 720—728.

Varela, J. J., Sánchez-Soto, P. A., Chuecas, J., Benavente, M., González, C., Acuña-Wagner, E. A., & Olaya-Torres, A. (2021). Cyberbullying, bullying and antisocial behavior among Chilean adolescents. Revista Latinoamericana de Ciencias Sociales, Niñez y Juventud, 16(2), 148–171. https://doi.org/10.11600/1692715x.1622326072021

Varela-Torres, J. J., Sánchez-Soto, P. A., Chuecas, J., Benavente, M., González, C., Acuña-Wagner, E. A., & Torres, A. O. (2021). Cyberbullying. Bullying and antisocial behavior among Chilean adolescents. Tesis Psicológica, 16(2), 148-171.

Zhu, C., Huang, S., Evans, R., & Zhang, W. (2021). Cyberbullying among adolescents and children: a comprehensive review of the global situation, risk factors, and preventive measures. Frontiers in public health, 9, 634909.

В Узбекистане около 68% населения женского пола никогда не пользовались интернетом // Взгляд.uz URL: https://vzglyad.uz/ru/post/2024/10/08/statistika-internet

ВЦИОМ. (2021). Цифровая среда и поведение пользователей в интернете. https://wciom.ru/

Закон Республики Узбекистан «О защите детей от всех форм насилия» // Национальная база данных законодательства lex.uz URL: https://lex.uz/ru/docs/7219505

Илхом Икромов Факторы, негативно влияющие на обучение учащихся в школах: Буллинг или хулиганство. - Ташкент: Институт макроэкономических и региональных исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, 2024. - 17 с.

Каждый шестой подросток становится жертвой кибербуллинга // Euro news URL: https://clck.ru/3LabTX

Узбекистан в социальных сетях // Rreview uz URL: https://clck.ru/3LaZsk

Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 276–295. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090219

Цифровая грамотность в борьбе с кибербуллингом детей // New Reporter URL: https://clck.ru/3Lacaq

Загрузки

30 6

Опубликован

Кибербуллинг как современная форма виктимизации подростков в социальных сетях: сравнительно‑криминологический анализ

Как цитировать

Собирова, Н. С. (2025). Кибербуллинг как современная форма виктимизации подростков в социальных сетях: сравнительно‑криминологический анализ. Общество и инновации, 6(2), 147–168. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol6-iss2-pp147-168