Джахонгир Саидов: «Талантливую молодежь необходимо создать, в первую очередь на Родине»

Джахонгир Тимурович Саидов – доктор юридических наук, профессор коммерческого права юридической школы Диксона Пуна. Ведущий эксперт в области международного коммерческого права, автор более 100 публикаций, в том числе 3 книг, а также многочисленных статей, эссе. Профессор Саидов имеет степени доктора философии (PhD) и магистра права (с отличием) Университета Восточной Англии и степень бакалавра права Университета мировой экономики и дипломатии (Узбекистан).

Читал лекции в Национальном университете Сингапура, Университете Диего Порталеса (Чили), Университете Наварро (Испания), Международном учебном центре МОТ (Туринский университет / ЮНСИТРАЛ (Италия)), Университете мировой экономики. и дипломатия и Ташкентский государственный юридический институт (Узбекистан). 


– Джахонгир Тимурович, Вы специалист международного права, являетесь профессором, доктором и магистром международного коммерческого права. Не секрет, что в те годы, когда Вы выбирали себе будущую профессию и поступали учиться на юриста-международника, наше общество еще находилось в состоянии правового нигилизма, а коммерческое и бизнес право было непонятно даже для многих правоведов.

В таких условиях, когда повсеместно цитируются такие известные поговорки, как «закон как дышло...», это и естественным образом негативно влияют на уровень доверия людей к юристам, законодателям и правоведам в целом. Почему Вы предпочитали именно эту профессию, что повлияло на этот выбор?

– Тогда я был достаточно молод, чтобы ясно и полноценно понимать суть права и правовых дисциплин. Поэтому я выбрал «международное право» по достаточно общим причинам. Во-первых, я тяготел к гуманитарным предметам. Во-вторых, так как моя семья много ездила по миру, за свои детские и юношеские годы я успел пожить в разных странах и погрузиться в различные культурно-языковые пространства. Именно в «международной» и культурно разнообразной среде я ощущал, и ощущаю, себя наиболее естественно и комфортно. Тем более, что мой отец – карьерный дипломат, и в то время я планировал пойти по его стопам. Международное право представлялось правильной базой для дипломатической карьеры. И, в-третьих, мама посоветовала мне выбрать «крепкую» и прикладную профессию, каковым, конечно, является право.

 

– Когда Вы были студентом уже чувствовали в себе задатки человека, который посвятит себя науке, желание исследовать какие-то проблемы? Вот это стремление к научному поиску когда в себе ощутили?

В силу природной любознательности я получал удовольствие от учебы и освоения различных предметов и академических дисциплин. В студенческие годы я не думал о том, чтобы посвятить себя научно-исследовательской деятельности. Но, вспоминая себя в то время, я сейчас понимаю, что исследовательско-творческие импульсы все-таки пробуждались. Будучи старшекурсником и начав пробовать свои силы в юридической практике в Ташкенте, я помню, что не получал полного удовлетворения от решения исключительно практических задач. Часто возникал порыв покопаться в возникавших тогда на работе юридических проблемах и вопросах поглубже, чем того требовало практическое решение. Изучал юридическую литературу ради собственного интереса. Когда заканчивал свое образование в Узбекистане, я горел желанием продолжить обучение за рубежом, особенно в Великобритании, где одна из самых развитых систем коммерческого права.

 

– Сегодня Вы успешный молодой ученый, а как все началось? Какой путь Вы прошли?

– Спасибо за добрые слова. Понятие «молодой ученый» – относительное. Хорошо если так, но не уверен, что я все еще подпадаю под эту категорию, ведь скоро будет уже двадцать лет, как я погрузился в научную и преподавательскую работу в Великобритании.  

После окончания учебы в Узбекистане я продолжил обучение на магистратуре в Великобритании (LLM), специализируясь на международном коммерческом праве. Работая над магистрской диссертацией, я осознал свой интерес и склонность к научно-исследовательской работе. Поступил в докторантуру (PhD) и успешно защитил диссертацию в 2005 году, где моим оппонентом (экзаменатором) был один из лучших в мире ученых-юристов в области коммерческого и частного права.

В период обучения в докторантуре я уже начал преподавать английское договорное право на бакалавриате и право нефти и газа на магистратуре. Этот преподавательский опыт укрепил мой интерес в академической работе. В 2004 году я получил позицию Лектора в Университете Бирмингема, где проработал более 10 лет. В 2015 году получил позицию Профессора Коммерческого Права в Королевском Колледже Лондона, где работаю и по настоящее время. За плечами около девятнадцати лет преподавательского опыта в Великобритании и других странах и более 50 научных публикаций, включая несколько книг, в области международного и сравнительного коммерческого права.    

 

– Многие наши читатели сами когда-то были студентами и конечно, всякие шалости, характерные студентам, не были им чужды: иногда хочется прогулять, какие-то предметы кажутся нам не очень важными и думаем можно иногда их пропускать…Вы пропускали когда-нибудь занятия – вот так чтобы взять и целый день прогулять?

 – Если честно, то не могу вспомнить. В школьные годы, конечно, бывало. Не исключаю, что и в студенческие годы прогулы были иногда. Но, в целом, я был прилежным учеником-студентом и любил ходить на занятия. Возможно, поэтому и не могу точно вспомнить, прогуливал ли занятия.

 

– Вас можно отнести к представителям первой волны молодых, которые обучались в зарубежных вузах и продолжают там преподавать, вести научно-исследовательскую деятельность. И Вы не понаслышке знаете о различиях преподавания и проведения научной работы и исследований у нас и у них?

Как изменились Вы и Ваши взгляды после приезда на учебу в Великобританию, как повлияло на Ваши представления об учебе, науке и в жизнь в целом учеба и научная работа за рубежом?

 – Учитывая, что я живу в Великобритании уже более 20 лет, я знаком с академическим миром в Великобритании и некоторых других стран, таких как Сингапур, лучше, чем с состоянием науки в Узбекистане. Я могу быть не прав, но, по моим ощущениям, в Узбекистане коллеги основной упор делают на преподавание и педагогический процесс в целом. Как правило, сегодня академический сотрудник ведущего Британского университета должен преуспевать как в педагогической области, так и в научной работе.

Конечно, моя учеба и многолетняя работа в Великобритании во многом повлияла на мои взгляды о том, какими должны быть высококлассное образование и наука. Эта тема заслуживает отдельного детального разговора. Если коротко, то наравне с грамотно выстроенной научно-образовательной системой, требуются ответственные, смело и свободно мыслящие люди, ставящие во главу угла профессионализм, образование и научный прогресс. Одна черта академической среды и системы в Великобритании, которая мне импониурет, это ее относительная неиерархичность (по сравнению со многими другими) и то, что она не позволяет людям науки «расслабиться», подталкивая их на постоянное развитие и новые изыскания. Мало, кто может себе позволить почивать на лаврах.

 

Учитывая количество Ваших исследований, проведенных в рамках грантовых программ различных престижных научных учреждений, вы могли бы давать мастер-классы другим молодым ученым по тому, как участвовать подобных проектах и получить гранты?

– Подача на гранты для поддержания и продвижения научных исследований очень поощрается и ценится в современном академическом мире. Получение престижного гранта укрепляет репутацию ученого, равно как и говорит о том, что предложенный ученым исследовательский проект рассматривается грантовой организацией как общественно важный и актуальный.

На самом деле, потребность в грантовой поддержке сильно зависит от характера и целей конкретного проекта и методологического подхода к исследованиям. Например, для целей моих исследований, анализирующих состояние различных сфер коммерческого права, нет острой необходимости в грантовой поддержке. Тем не менее, гранты могут быть полезны, особенно, когда требуется обширное сотрудничество коллег из разных уголков мира. Я имею успешный опыт получения престижных грантов, таких как гранты Британской Академии и исследовательского фонда Королевского Колледжа Лондона. Я также неоднократно выступал в роли рецензента грантовых заявок в таких организациях, как Leverhulme Trust в Великобритании или Национальный Исследовательский Фонд Катара (QNRF). Если потребуется поддержка ученым Узбекистана в подготовке или подачи на международные гранты, то всегда буду рад поделиться своим опытом.

 

Помимо грантов из чего может складываться доход молодого ученого?

– По-моему опыту, гранты не имеют отношения к личным доходам ученого. Грантовые средства направляются исключительно на цели исследования. В моем случае, я даже не занимался их распределением, так как средства перечислялись напрямую моему работодателю, который и производил необходимые рассчеты и платежи.

Что касается дохода ученого в Великобритании, он, в основном, основан на его заработной плате, которая (как, наверное, везде) зависит от его академической должности и позиции. Чем дальше продвигается человек по «академической лестнице», тем выше доход. Академическая карьера, в свою очередь, целиком и полностью зависит от профессиональных достижений и опыта, а именно от: качества и количества значимых публикаций; достижений человека и его места в научном мире и уровня признания и общественного влияния его исследований; качества преподавания; лидерских качеств как в научной, так и в преподавательской и административной работе.

Возвращаясь к вопросу о доходах, зарплата ученого в Великобритании – выше средне-национальной планки и вполне позволяет человеку жить достойно и полностью посвятить себя академической деятельности. Ставки не одинаковы и зависят также от конкретного университета. Когда человек достигает уровня «профессора», то, в определенной степени, зарплата уже оговаривается по договоренности с университетом и может быть достаточно значительной.

Помимо зарплаты, некоторых ученых-преподавателей приглашают вести курсы в других учебных заведениях в разных уголках света, и оплата за такую работу тоже специально оговаривается. Я, например, много лет преподаю в Национальном Сингапурском Университете в качестве Посещающего Профессора и Почетного сотрудника Центра морского права этого университета. Помимо этого, ученые могут быть задействованы в различных практических сферах, которые тоже могут увеличить доход. Это напрямую касается ученых-юристов, некоторые из которых задействованы в юридической практике. Я, например, являюсь консультантом международной юридической фирмы Helmsman LLC в Сингапуре, равно как и некоторых других фирм, и выступал экспертом в международном коммерческом арбитраже.

 

Вы являетесь Профессором Коммерческого Права авторитетного высшего образовательного учреждения Великобритании, как специалист коммерческого права привлечены в деятельность некоторых международных компаний. Почему Вас заинтересовало именно это направление? В чем его особенность, актуальность? На Ваш взгляд, какие перспективы данной отрасли права в Узбекистане?

 – За коммерческим правом стоит многовековой опыт человечества в области торговли и предпринимательства. Это наидетальнейшая и высоко развитая система права, равно как и область человеской мысли. При этом мир бизнеса стремительно меняется и развивается, неустанно бросая вызовы устоявшимся правовым концепциям, требующим пересмотра и осмысления в условиях современности. Иными словами, коммерческое право очень динамично и не стоит на месте, постоянно бросая интеллектуальные вызовы тем, кто его анализирует и с ним работает.

В нем много места как для теоритических разработок, так и для исследований, направленных на практическое применение. Успех в коммерческом праве требует высоких волевых качеств, само-дисциплины и цепкости ума. Анализ права и его применение постоянно показывает насколько сложна и неоднозначна жизнь – зачастую у каждой из противоборствующих взглядов и аргументов есть доля истины и вынесенное решение должно быть взвешенным и основанным на всестороннем анализе.

Отдельного внимание заслуживает английское коммерческое право, в основном основанное на системе судебного прецедента. Не перестает удивлять острое чувство интеллектуальной ответственности и профессионализм судей, которые детально, тщательно и последовательно описывают причины принятых ими решений.

Наверное, никакая другая сфера жизни не затронута глобализацией настолько обширно и глубоко, как бизнес. Потому неудивительно, что коммерческое право во многом сфокусировано на международных сделках и правоотношениях. Мне приносит удовольствие заниматься вопросами, которые возникают на стыке различных правовых культур и традиций. Мне также хочется верить в то, что коммерция и коммерческое право являются неким общим языком и звеньями, сближающими людей по всему миру.  

Необходимость ведения бизнеса и торговли обусловлена взаимозависимостью людей. У каждого есть что-то, что нужно другому, и наоборот. Поэтому торговля и коммерция – важная часть общественной жизни и двигатель экономического развития, которое является одним из основ успешного развития и процветания страны и общества. Это вкратце и объясняет актуальность и важность коммерческого права для большинства стран. Для Узбекистана, который все активнее и успешнее выстраивает рыночную модель экономики и интегрируется в мировое экономическое и торговое пространство, развитие коммерческого и частного права представляется особенно важным.

 

Что, по-вашему, для ученого является важным?

Ответ: – Важно сочетание определенных личностных качеств, взгляда на жизнь и мировоззрения. О личностных качествах я уже немного говорил выше. Выделил бы внутреннюю смелость и свободомыслие, позволяющие человеку задавать себе высокую планку, верить в свои силы, свой голос, не быть конформистом, ни в мыслях, ни в поведении. Все это дает искру подлинно новым, свежим идеям, помогает перебороть боязнь браться за сложные вопросы, темы и дела. Полезно также развивать в себе воображение, а именно умение видеть то, чего еще не существует, но может быть создано.

Что касается взгляда на жизнь, настоящий ученый, как мне кажется, хоть и амбициозен и обладает здоровым чистолюбием, все же во главу угла ставит развитие человеческой мысли и научный прогресс. Внести значимый и полезный вклад, совершить интеллектуально-творческий прорыв – наверное, и есть жизненная направленность и нацеленность такого человека.

Мировоззрение такого ученого тоже, как правило, общечеловеческое, потому что не привязано к национальным, культурным и многим другим различиям. У науки нет границ. Наша планета Земля в глазах настоящего ученого необъятна, ведь он понимает, как мало дано человеку познать. Но, одновременно с этим, она не кажется ему такой уж большой, потому что отсутствие границ означает, что Земля является для всех нас одним общим домом.

 

– У Вас есть какой-то особенный человек, наставник или советник в науке? Кто Вас вдохновлял, кто служил примером для подражания в исследовательской деятельности?

– Советника или наставника нет. Я благодарен всем моим учителям, каждый из которых внес вклад в мое развитие. В список своих учителей я включаю авторов всех книг и работ, живых и ушедших, которые повлияли на меня. Конечно, есть и были люди и коллеги, вызывающие восхищение и уважение, и чей опыт и достижения вдохновляют на собственные достижения и показывают огромные человеческие возможности. Но примера для подражания в исследовательской деятельности у меня нет. У каждого должен быть свой путь.

 

– Давайте поговорим о коммерциализации научных разработок – насколько это сейчас важно? Это является источником доходов для молодых ученых?

– Я уверен, что в некоторых сферах, особенно тех, что связаны с открытиями в естественных науках, медицине или в сфере высоких технологий, вопрос коммерциализации научных разработок актуален и должен стоять остро. Я знаком с коллегами в моем университете, которые, например, участвуют в разработках лекарств нового поколения и работают в тесном контакте с крупными международными компаниями. Я не исключаю, что для них участие в таких проектах может значительно увеличить доходы и стимулировать инновации и научные открытия. Но моя сфера деятельности далека от вопроса коммерциализации исследований.

 

За последние годы реформ во всех образовательных секторах Узбекистана заложены серьезные основы для вывода их на качественно новый уровень. Главой государства были приняты ряд важных нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование научно-исследовательской деятельности, которые, в целом, положительно вопринимаются в академических кругах страны. Вы, как специалист и человек, находящийся  в течение достаточного периода за рубежом, как оцениваете последние тенденции в данной сфере?

  – Несмотря на свой плотный график, я по мере возможности стараюсь быть в курсе происходящих процессов в Узбекистане. Особенно интересуюсь изменениями в сфере высшего образования в целом и юридического образования в частности, развития научно-исследовательской сферы.

Думаю, что материально-техническая обеспеченность научно-исследовательских учреждений, наличие кадров, состояние лабораторной и экспериментальной базы еще не вполне соответствуют уровню темпа социально-экономического развития нашей страны. Это не раз отмечал Президент Шавкат Мирзиёев. В констатации данного факта я вижу положительную динамику, ведь в прошлом имевшиеся недостатки редко обсуждались публично. Признание и открытое обсуждение имеющихся проблем первый шаг к их решению.

В Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года предусмотрено постепенное увеличение охвата молодежи высшим образованием, а также количество негосударственных вузов. По моим впечатлениям, повышается самостоятельность вузов. Мне кажется, что сегодня ведущие высшие образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают учебные планы и программы по соответствующим направлениям и специальностям образования с учетом спроса потребителей кадров. Вузам разрешено осуществлять дополнительный прием студентов по повышенным контрактным ставкам. Идет работа для обеспечения международного признания дипломов узбекских вузов.

В условиях, когда наука в современном, очень конкурентном, мире требует серьезного финансирования, я могу только приветствовать увеличение финансирования науки. С учетом новых требований восстанавливается работа различных научно-исследовательских институтов и организаций. Создано отдельное Министерство Инновационного Развития.

Уверен, что закон «О науке и научной деятельности» 2019 года станет важной основой для вывода отечественной науки на новый уровень. На основе определенных Президентом Узбекистана стратегических программ осуществляется широкомасштабная работа по повышению конкурентоспособности отечественной науки и вхождению к 2030 году в топ-50 стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса. Я также знаю, что указом Президента «О дополнительных мерах по повышению эффективности коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности» предусмотрено создание новой системы коммерциализации научных разработок, обеспечение ускоренного внедрения в жизнь отечественных научно-прикладных и инновационных проектов и разработок.

Все эти усилия по совершенствованию высшего образования и развития науки имеют важное значение для развития экономики, укрепления позиций специалистов Узбекистана на рынке труда, как в пределах страны, так и за рубежом, поднятия многих сфер жизни на качественно новый уровень. Надеюсь, что предпринимаемые меры в совокупности дадут положительные результаты.

 

– В настоящее время Вы – один из немногих выходцев из Узбекистана, кто стал профессором в области коммерческого права в престижнем университете Великобритании. В последнее годы руководства Узбекистана в ходе своих официальных визитов в зарубежные страны, не раз встречался с узбекскими студентами и исследователями ведущих зарубежных университетов и призывал их вернуться на родину для передачи своих знаний и опыта молодым. В этой связи какие Ваши планы на ближайшее будущее?

– Действительно, талантливой молодежи необходимо создать, в первую очередь на родине, возможности для раскрытия своего потенциала. Людям, которые обучались или имеют значительный опыт работы на международном уровне и в конкурентной международной среде имеют хорошее представление о современных тенденциях развития государства, общества и международных отношений и, в конечном итоге, положении дел в их профессиональной области. Знания, опыт и мировоозрение таких специалистов, конечно, будут полезными для студентов и молодых исследователей Узбекистана. Приглашать их в качестве преподавателей в местные университеты или наставников и советников в исследовательские учреждения правильно и обоснованно.

Вместе с этим важно стремиться к тому, чтобы талантливая молодежь Узбекистана проходила обучение в ведущих университетах мира. Мы должны поощрять, чтобы выпускники узбекских вузов занимали достойные места в ведущих международных организациях и учреждениях, вносили свой вклад в развитие мировой науки. Несомненно, что если все эти результаты материализуются, то репутация Республики Узбекистан в мире будет продолжать укрепляться и улучшаться.

Что касается моих планов на ближайшее будущее, я намерен все так же продолжать свою научную и преподавательскую работу в Королевском Колледже Лондона и некоторых других ведущих университетах мира, куда меня регулярно приглашают, и практическое сотрудничество с международными юридическими фирмами, таким образом оказывая влияние на международную правоприменительную практику. Мне много что еще предстоит сделать, чтобы внести свой полноценный вклад в юридическую науку и международное коммерческое право. Надеюсь, что время от времени будет возникать возможность делиться своим опытом и знаниями с коллегами и студентами в Узбекистане.

 

Какие дальнейшие перспективы развития Узбекистана Вы видите и что нас ожидает в ближайшую и среднесрочную перспективу?

Предсказать будущее невозможно, но я смотрю на дальнейшие перспективы развития Узбекистана с оптимизмом. Развитие страны и общества – это коллективное усилие. Руководство страны принимает ряд мер в научно-образовательной сфере, которые послужат основой для положительной динамики развития. Но многое зависит и от чувства гражданской ответственности, прилагаемых усилий и выбора каждого отдельного человека. Поэтому каждый должен задавать себе по возможности высокую планку для личностного развития и достижений.

        

Ваше семейное положение и чем занимаются члены семьи? Что Вы делаете в свободное время? Хобби или какие-то оригинальные увлечения и т.д.?      

– Я женат. Моя жена, Санам, также ученый-преподаватель в области коммерческого права в Университете Ноттингема. У нас две дочери. Старшая, Маликахон, только закончила второй курс бакалавриата в школе права Университета Рединга. Младшая, Аминахон, закончила начальную школу и в этому году переходит в среднюю школу.

Свободного времени не очень много. Когда есть, стараюсь проводить его в кругу семьи. Мы стараемся много путешествовать, как внутри Великобритании, так и по миру.

Я люблю читать и писать. Много гуляю, думая о разном и наслаждясь свежим воздухом и зеленью вокруг.

 

И на последок. Что бы Вы хотели довести до читателей нашего журнала, о чем Вы ранее нигде не озвучивали?

– Напоследок я просто бы хотел выразить пожелания процветания родному Узбекистану и добра и благополучия нашему народу.