Тайм-менеджмент для ученого: 6 самых важных пунктов

10 02, 2021 Станислав Скворцов

Мир движется очень быстро, при этом еще и ускоряется. Количество информации растет экспоненциально. Растут требования со стороны руководства и появляются новые возможности.

Нужно постоянно следить за текущими исследованиями в своей научной области, заниматься разработками, планировать эксперимент, читать лекции и курировать дипломников, вовремя сдавать отчетность по грантам, писать больше статей в международные журналы, чтобы подтверждать свою квалификацию, и пытаться бороться с собственной прокрастинацией. Делая всё это, учёному надо ещё удовлетворять бытовые потребности, заниматься семьёй и уделять время на себя.

Как всё успеть и при этом не выгореть, быть довольным собой и ещё добиться значительных результатов в работе?! Для большинства это сложный вопрос, а для некоторых и вовсе неразрешимый. Но к счастью, этот вопрос вполне решаемый, и я постараюсь вам дать несколько советов по тайм-менеджменту для ученых, которые вам помогут больше успевать и высвободят время на любимые занятия.

1. Приучите себя вести списки.

Голова должна думать, а не помнить. В центр личной продуктивности я ставлю списки. Поэтому всегда советую все дела перенести в удобные списки. Вот примеры возможных списков:

— список дел на день;

— список научных конференций текущего года;

— список поручений от научного руководителя;

— список поручений, отданных подчинённым.

Усвойте для себя всего 4 простых правила по работе со списками:

— списки должны быть всегда под рукой и в удобных инструментах (бумажный блокнот, онлайн-органайзер);

— их нужно постоянно пополнять по мере появления новой информации;

— периодически просматривать (какие-то каждый день, какие-то раз в месяц);

— убирать пункты по мере выполнения или потери актуальности.

Только тогда списки будут «живыми», а ваша голова будет им доверять и сможет расслабиться.

2. Какие инструменты использовать?

Я рекомендую использовать электронные средства самоорганизации.

Идеальное сочетание (проверено на сотнях выпускников курса «Порядок в делах»): календарь + таск-менеджер + гугл-таблицы.

3. Все задачи кидайте во Входящие.

Все новые и вспомнившиеся идеи надо сразу записывать. Поступившие задачи, поручения и любую другую информацию тоже. Новое задание от начальника – во Входящие; вспомнили, что надо сделать доклад на конференцию, – во Входящие; нужно обсудить с научным руководителем новую проблему – туда же, во Входящие.

Иначе в голове будет бульон мыслей, которые приходят не вовремя. Учёным вообще обязательно иметь блокнот на прикроватной тумбочке, не ровен час, что-нибудь приснится)).

Но эти задачи и идеи каждый вечер надо «обрабатывать» – принимать решение, что с этим делать и отправлять в нужный список.

4. Быстро сохраняйте информацию.

Любую информацию должно быть удобно и быстро сохранить, и так же быстро потом найти. Из новой статьи коллег узнали о новой методике эксперимента, которую хотите применить у себя в будущем? Запишите. Нашли интересный сайт со списком грантов и научных конкурсов? Запишите. Нашли интересный научный блог с полезными статьями? Сохраните в закладки браузера.

Также советую освоить быстро-навыки: скорочтение и слепую печать. Учёному приходится обрабатывать много информации, поэтому скорость ввода-вывода очень важна. Как и навык быстро думать. А для этого голова должна быть свобода (см. п. 1 и 3).

5. Формируйте правильное внутреннее состояние.

Это самый ценный ресурс, даже важнее времени. Будете не в ресурсе – и за 10 лет диссертацию не напишите. Как же настроится на производительное состояние?

Главное – чередуйте эмоциональную и интеллектуальную нагрузку так же, как профессиональный спортсмен чередует физическую нагрузку. Тогда ваши батарейки будут большими и заряженными. Как только работа и отдых сольются в одно, как только нагрузка станет статичной – ждите выгорания. Причем выгорание придет очень быстро.

Сделайте для себя своё внутреннее состояние высшим приоритетом. Нравится – делайте. Не нравится – меняйте тему или подход.

В идеале должно быть так: вам нравится сам процесс, у вас получается (быстрая обратная связь) и вы видите в этом смысл своей жизни.

6. Занимайтесь планированием.

Планирование – это мост между желаемым будущим и текущим моментом. 10 минут вечернего планирования даст завтра дополнительные 2-3 часа качественного времени.

Самая простая техника – разделите все дела на 4 категории:

Думать. Планировать то, что вы хотите достичь и что будете для этого делать.

Делать. Выполнять только то, что есть в плане, и не позволять себе и другим отвлекаться на другие дела.

Дёргаться. Делать мелкие некреативные дела и быть готовым реагировать на отвлечения.

Отдыхать. Без чувства вины. Отдых – это не прокрастинация. Прокрастинацию мы не планируем.

Чем чётче у вас будут выражены границы между этими 4-мя видами деятельности, тем больших целей вы добьётесь и тем легче вы это сделаете.

Заключение

Современному ученому с его задачами, отчетами, работой просто необходимо овладеть основами тайм-менеджмента.

Все входящие задачи нужно обязательно записывать, высвобождая голову, распределять эти задачи по спискам дел и периодически просматривать, чтобы постепенно решать их.

Воспользуйтесь описанными советами, и вы почувствуете облегчение, у вас будет больше времени на себя и на творческие задачи, а задачи будут решаться и не складываться в долгий ящик.

 

Станислав Скворцов
Консультант по личной эффективности
Instagram
pvd.pravr.ru