Правовые аспекты управления и организации высших учебных заведений в Узбекистане

  • Преподаватель кафедры Административного и финансового права Ташкентскогоий государственногоый юридическогоий университета

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol3-iss6/S-pp131-155

Ключевые слова

финансовая независимость / частное образование / эндаумент / образовательная организация / грамотность / менеджмент

Аннотация

В данной научной статье рассматриваются правовые и организационные особенности организации и управления организациями высшего образования в Республике Узбекистан, а также основы финансовой независимости. В ходе анализа, на основе действующего национального законодательства, выявляются особенности управления высшими учебными заведениями. Кроме того, обстоятельства, препятствующие развитию сектора образования в национальном законодательстве, подчеркиваются четкими доказательствами и статистическими данными. Особым препятствием был вопрос о сокращении абсолютной власти государства и высших представительных органов в организации и управлении высшим образованием, предоставлении широкой автономии и свободы этой сфере. В то же время был поднят вопрос адаптации основ финансирования высшего образования к требованиям сегодняшнего дня, создания фондов, основанных не только на традиционных источниках финансирования, но и на зарубежном опыте. Было проведено исследование с целью инициирования процессов отказа от административных и управленческих обязанностей государства путем повышения инвестиционной привлекательности и создания широких возможностей для частного сектора. Было проанализировано, что образование во всех развитых странах может регулироваться одним министерством. На основе сравнительного анализа представлена процедура создания государственных и негосударственных организаций высшего образования, лицензирования, аккредитации, а также проблемы законодательства в этой сфере и опыт зарубежных стран. Показаны современные решения проблем полной финансовой независимости высших учебных заведений. Также выявлено, что, хотя сегодня высшим учебным заведениям предоставлена финансовая независимость, это нецелесообразно, финансируемое государством обучение студентов на основе квот для государственных и негосударственных образовательных организаций подрывает финансовую независимость. Также на примере зарубежных стран анализируются вопросы решения этих проблем невозможности потратить определенную сумму образовательных организаций без разрешения казначейства. Проанализировав основные направления развития организаций высшего образования в Узбекистане,
были разработаны предложения, направленные на совершенствование законодательной базы.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

А. Хамидова. Олий таълим тизимида таълим жараёни сифатини бошқариш самарадорлигини ошириш. 04.09.2015 №7 (91)-2015. http://www.biznes-daily.uz/.

Қодиров Б.Б., Ўзбекистон Республикаси олий таълим тизимида кадрлар тайёрлашнинг ташкилий-ҳуқуқий асосларини такомиллаштириш // Юр.фан док дисс. Автореферат. – Тошкент 2019 й., Б-25.

Мусурмонова О., Креативлик-педогог кадрлар компетентлигини белгиловчи муҳим индикатор сифатида. Олий таълим: муаммо ва ечимлар-Республика илмий-амалий конференция тўплами. – Тошкент 2020 й., Б. 27.

Хўжаев Ғ., Олий таълим муаммолари: таққос ва статистика. 03.07.2017 kun.uz/67316320?q=%2F67316320.

Ташходжаев М.М., Олий таълим тизимини молиялаштиришда давлатнинг роли. // Иқтисодиёт ва инновацион технологиялар // Илмий электрон журнал. №2, март-апрель 2021 йил. – Б. 44.

Кульпин С.В., Эндаумент-фонды вузов: целесообразность, перспективы, наилучшие практики. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55508/1/978-5-7996-2231-2_059.pdf.

Анвар Хўжаев, Сингапер туълим тизими: жахон мароифида етакчи брендга айланган // https://isrs.uz/uz/maqolalar/singapur-talim-tizimi-zaon-maorifida-etakci-brendga-ajlangan.

Masahiro Horie & Yuko Kaneko, Independent Administrative Institution: Innovation of Public Organizations in Japan, 2 Int'l J. Civ. Soc'y L. 52 (2004).

Семенюк Н.В., Горощенова О.А. Образовательная система Сингапура. Молодёжный вестник ИрГТУ Том 10 №2 2020 –С.–164.

Shao, Zhemin Yale's endowment reaches $42.3 billion, posting highest rate of return since 2000. Yale Daily News (October 14, 2021).

Ivy League Endowments 2015: Princeton University on Top as Harvard Struggles with Low Investment Return". Retrieved June 26, 2020.

Harvard’s Endowment Soars to $53.2 Billion, Reports 33.6% Returns". The Crimson. 2021-10-14. Retrieved 2021-10-14.

К.Ғозиев., Олий таълимни ташкил қилиш бўйича айрим ривожланган давлатлар тажрибаси// Vol. 1 No.4 (2022) Б-3-15.

Қонун хужжатлари миллий тўплами // lex.uz.

https://edu.uz/

http://marifat.uz/marifat/ruknlar/olii-talim/1349.htm?cv=1.

https://www.statista.com/statistics/1168605/largest-universities-in-the-uk/.

http://review.uz/ru/post/kolumnisti/kolumntist 12884.

https://www.ibtimes.com/ivy-league-endowments-2015-princeton-university-top-harvard-struggles-low-investment-2131005.

https://tradingeconomics.com/japan/labor-force-with-advanced-education-percent-of-total-wb-data.html#:~:text=Labor%20force%20with%20advanced% 20education%20(%25%20of%20total%20working%2Dage,compiled%20from%20officially%20recognized%20sources.

The legatum prosperity index 2020. Creating the Pathways from Poverty to Prosperity. // URL https://www.prosperity.com/rankings.

https://www.topuniversities.com.

Загрузки

129 82

Опубликован

Как цитировать

Газиев , К. 2022. Правовые аспекты управления и организации высших учебных заведений в Узбекистане. Общество и инновации. 3, 6/S (июл. 2022), 131–155. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol3-iss6/S-pp131-155.