DOI
https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol6-iss10/S-pp61-68Ключевые слова
гражданское воспитание , система образования , духовные ценности , демократическое общество , социальная ответственностьАннотация
В данной статье научно-теоретически проанализированы роль, содержание и значение гражданского воспитания в системе образования. Гражданское воспитание трактуется как процесс, готовящий личность к активному участию в жизни общества, формирующий правовое сознание, социальную ответственность и патриотические качества. В статье рассматриваются идеи мировых ученых, таких как Дж. Дьюи и Т. Маршалл, о гражданском воспитании в сравнении с взглядами узбекских ученых А. Абдукодирова и Ш. Юлдашева, выявлены их общие и отличительные черты. Также проанализированы реформы, проводимые в последние годы в Республике Узбекистан в направлении формирования гражданского сознания через систему образования, обновление национальной учебной программы, расширение содержания духовно-нравственного воспитания, а также меры, направленные на повышение социальной активности молодежи. По результатам исследования гражданское воспитание оценивается не только как воспитательный компонент образования, но и как стратегический фактор подготовки молодежи к общественной жизни. Статья завершается рекомендациями по гармонизации гражданского воспитания с современными педагогическими подходами и его глубокой интеграции в содержание образования.
Скачивания
Библиографические ссылки
G‘aniyev, A. Fuqarolik jamiyati nazariyasi. Toshkent: Yangi asr avlodi, 2021.
Hegel, G.W.F. Philosophy of Right. Oxford University Press, 1952.
Tocqueville, A. Democracy in America. New York: Vintage Books, 1990.
Putnam, R. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster, 2000.
O‘zbekiston Respublikasi “Fuqarolik jamiyati to‘g‘risida”gi Konsepsiya. T.: Adolat, 2020.
Karimova, Z. “Fuqarolik tarbiyasi mohiyati va ijtimoiy ahamiyati.” Pedagogika va psixologiya jurnali, №3, 2022.
Hasanov, B. Tarbiya nazariyasi va metodikasi. Toshkent: Fan, 2018.
Niyozova, G. “Ta’lim tizimida fuqarolik fazilatlarini shakllantirish.” O‘zbekiston ta’limi jurnali, №5, 2021.
O‘zbekiston Respublikasi Xalq ta’limi vazirligi. Milliy o‘quv dasturi (National Curriculum). Toshkent, 2020.
O‘zbekiston Respublikasi Prezidenti Farmoni PF–6108, 2020-yil 6-noyabr.
O‘zbekiston Respublikasi “Ta’lim to‘g‘risida”gi Qonuni, 2020-yil 23-sentabr.
“Innovatsion pedagogika” markazi hisobot materiali. Toshkent, 2023.
Yoshlar ishlari agentligi. Yoshlar siyosatida fuqarolik faolligi dasturi. Toshkent, 2024.
Dewey, J. Democracy and Education. New York: Macmillan, 1916.
Marshall, T.H. Citizenship and Social Class. Cambridge University Press, 1950.
Abduqodirov, A. Pedagogika asoslari. Toshkent: O‘qituvchi, 2010.
Yuldashev, Sh. Ma’naviyat va tarbiya nazariyasi. Toshkent: Fan, 2015.
Tursunova, M. “Fuqarolik tarbiyasi nazariyalarining qiyosiy tahlili.” Ilm va innovatsiya jurnali, №2, 2024.
Karimova, Z. “Zamonaviy ta’limda fuqarolik qadriyatlarini shakllantirish.” Pedagogik izlanishlar jurnali, №4, 2023.
Загрузки
19 7Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Камола Мингтураева (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.











