Место гражданского воспитания в системе образования

  • Студентка, Факультет международной журналистики, Узбекский государственный университет мировых языков

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol6-iss10/S-pp61-68

Ключевые слова

гражданское воспитание , система образования , духовные ценности , демократическое общество , социальная ответственность

Аннотация

В данной статье научно-теоретически проанализированы роль, содержание и значение гражданского воспитания в системе образования. Гражданское воспитание трактуется как процесс, готовящий личность к активному участию в жизни общества, формирующий правовое сознание, социальную ответственность и патриотические качества. В статье рассматриваются идеи мировых ученых, таких как Дж. Дьюи и Т. Маршалл, о гражданском воспитании в сравнении с взглядами узбекских ученых А. Абдукодирова и Ш. Юлдашева, выявлены их общие и отличительные черты. Также проанализированы реформы, проводимые в последние годы в Республике Узбекистан в направлении формирования гражданского сознания через систему образования, обновление национальной учебной программы, расширение содержания духовно-нравственного воспитания, а также меры, направленные на повышение социальной активности молодежи. По результатам исследования гражданское воспитание оценивается не только как воспитательный компонент образования, но и как стратегический фактор подготовки молодежи к общественной жизни. Статья завершается рекомендациями по гармонизации гражданского воспитания с современными педагогическими подходами и его глубокой интеграции в содержание образования.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

G‘aniyev, A. Fuqarolik jamiyati nazariyasi. Toshkent: Yangi asr avlodi, 2021.

Hegel, G.W.F. Philosophy of Right. Oxford University Press, 1952.

Tocqueville, A. Democracy in America. New York: Vintage Books, 1990.

Putnam, R. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster, 2000.

O‘zbekiston Respublikasi “Fuqarolik jamiyati to‘g‘risida”gi Konsepsiya. T.: Adolat, 2020.

Karimova, Z. “Fuqarolik tarbiyasi mohiyati va ijtimoiy ahamiyati.” Pedagogika va psixologiya jurnali, №3, 2022.

Hasanov, B. Tarbiya nazariyasi va metodikasi. Toshkent: Fan, 2018.

Niyozova, G. “Ta’lim tizimida fuqarolik fazilatlarini shakllantirish.” O‘zbekiston ta’limi jurnali, №5, 2021.

O‘zbekiston Respublikasi Xalq ta’limi vazirligi. Milliy o‘quv dasturi (National Curriculum). Toshkent, 2020.

O‘zbekiston Respublikasi Prezidenti Farmoni PF–6108, 2020-yil 6-noyabr.

O‘zbekiston Respublikasi “Ta’lim to‘g‘risida”gi Qonuni, 2020-yil 23-sentabr.

“Innovatsion pedagogika” markazi hisobot materiali. Toshkent, 2023.

Yoshlar ishlari agentligi. Yoshlar siyosatida fuqarolik faolligi dasturi. Toshkent, 2024.

Dewey, J. Democracy and Education. New York: Macmillan, 1916.

Marshall, T.H. Citizenship and Social Class. Cambridge University Press, 1950.

Abduqodirov, A. Pedagogika asoslari. Toshkent: O‘qituvchi, 2010.

Yuldashev, Sh. Ma’naviyat va tarbiya nazariyasi. Toshkent: Fan, 2015.

Tursunova, M. “Fuqarolik tarbiyasi nazariyalarining qiyosiy tahlili.” Ilm va innovatsiya jurnali, №2, 2024.

Karimova, Z. “Zamonaviy ta’limda fuqarolik qadriyatlarini shakllantirish.” Pedagogik izlanishlar jurnali, №4, 2023.

Загрузки

19 7

Опубликован

Место гражданского воспитания в системе образования

Как цитировать

Мингтураева, К. (2025). Место гражданского воспитания в системе образования. Общество и инновации, 6(10/S), 61–68. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol6-iss10/S-pp61-68