Международный рейтинг университетов «Вебометрикс» (Webometrics)
Место вуза в рейтинге оценивается качеством вузовского веб-сайта, отражающего образовательные и научные достижения вуза.
Рейтинг университетских веб-сайтов «Вебометрикс» (Webometrics) проводится исследовательской группой из Испании "Laboratorio de Internet" (испанский сайт http://internetlab.cindoc.csic.es/ ), занимающейся изучением образовательной и научной деятельности в сети Интернет.
Официальный международный сайт проекта «Webometrics Ranking of World Universities» http://www.webometrics.info .
Списки участников рейтинга формируются на основании информации, представленной на сайтах министерств образования, а также на порталах, содержащих ссылки на веб-сайты вузов. Предметом анализа является домен университета, поэтому сайты подразделений за пределами домена не рассматриваются.
Авторы проекта «Вебометрикс» подчеркивают, что наличие у вуза собственного сайта позволяет упростить процесс публикации научных работ преподавателями и исследователями по сравнению с печатными работами и дает тем самым представление о направлениях их профессиональной деятельности. Общеизвестно, что онлайновые публикации значительно дешевле публикаций на бумажных носителях и имеют более широкую потенциальную аудиторию. Это повышает доступ к разработкам вуза для научных, коммерческих, политических и культурных организаций как внутри страны, так и за рубежом. Очевидно, что в ближайшем будущем информация в Интернете о научных исследованиях будет таким же важным показателем для оценки научной деятельности вуза, как библиографические данные и информация о публикациях в научных журналах.
Методологические основы рейтинга «Вебометрикс».
В основе рейтинга лежат четыре критерия, учитывающие веб-данные основного домена вуза (каждый критерий имеет определенный весовой коэффициент, соответствующий его значимости):
1. Размер сайта (size - S) – общее число страниц на сайте, вычисляемое по данным четырех поисковых систем – Google, Yahoo, MSN и Exalead (вес - 25%). Подробная информация, дающая полное описание структуры и деятельности университета на сайте, привлекает как студентов, так и ученых из разных стран.
2. Цитируемость/видимость (visibility - V) – число уникальных гипертекстовых ссылок на сайт с других ресурсов, полученное с помощью систем Yahoo, MSN и Exalead, дающее представление о значимости и качестве опубликованных на сайте материалов (вес - 50%). Число внешних ссылок на сайт, показывает, насколько университет интересен людям со стороны, является оценкой заметности сайта, а, следовательно, и авторитетности цитируемых с него материалов.
3. «Богатые» файлы/файлы с данными (rich files - R) – количество файлов публикаций научных работ и результатов исследований, архивированных с помощью Adobe Acrobat (pdf), Adobe PostScript (.ps), Microsoft Word (doc) and Microsoft Powerpoint (ppt) (вес - 12,5%). Считается, что эти форматы чаще всего используются для публикации научных работ и представления результатов исследований. Большое число подобных файлов говорит о том, что на сайте представлены не только административные отчеты и служебные материалы. Файлы в форматах PostScript and Powerpoint однозначно указывают на наличие научных публикаций и, соответственно, являются показателем научной деятельности вуза.
4. Число научных публикаций сайта и ссылок на них других авторов, которые собираются из базы данных Google Scholar ( Sc вес - 12,5%).
Данные по каждому критерию собираются одновременно в течение одной недели, двумя последовательными циклами (раундами), при этом из двух отбирается более высокий результат. Результаты по каждому критерию определяются следующим образом: наивысшие значения по каждой поисковой системе приравниваются к 1, после чего каждый вуз ранжируется по сумме приведенных значений. Все четыре критерия (приведенные значения –V, S, R, Sc) суммируются с учетом весовых коэффициентов:
Q=4 V+2 S+1 R+1 Sc
Рейтинг публикуется 2 раза в год (январь, июнь).