Образ шейха в поэме “Хайрат уль-аброр” Алишера Навои и его интерпретация в миниатюрных произведениях

  • Кандидат филологических наук, доцент, директор Музей искусства миниатюры Востока имени Камолиддина Бехзода

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol2-iss1-pp75-86

Ключевые слова

совершенный человек / шейх / реальные и лицемерные шейхи / мистические идеи / миниатюра / символические знаки

Аннотация

Статья посвящена анализу взглядов Алишера Навои на идеал человеческого существа, мистических идей, представленных в эпосе «Хайрат уль-Аброр». Особое внимание уделяется рассказам о выдающихся людях, шейхах, а также о лицемерных шейхах, и их изображениях в рукописях и миниатюрах. Рассматриваются символические образы, использованные в текстах, и гармония образов в миниатюрных произведениях.

Библиографические ссылки

Алишер Навоий. Ҳайратул-аброр. –Т.: Ғафур Ғулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти. 1989.

Алишер Навоий. “Лисонут-тайр” (Қуш тили). Сўзбоши муаллифи, изоҳ ва луғатлар тузувчиси Ваҳоб Раҳмонов. – Т.: Адабиёт ва санъат нашриёти 1991.

Алишер Навоий асарлари XV-XVI асрлар китобат санъати дурдоналарида (Россия Миллий кутубхонаси тўпламидан, Санкт-Петербург, Россия). Матн муаллифи ва тузувчи: Ольга Васильева. “UZBEKISTAN TODAY”. “ZAMON PRESS INFO”. 2017.

Алишер Навоий. “Маҳбуб ул-қулуб”. Ҳозирги ўзбек тилига табдил. Сўз боши Ш.Сирожиддинов. Изоҳ ва нашрга тайёрловчилар: А.Тилавов, И.Сайфуллаев. –Т.:, “Sano-standart”. 2018.

А.Абдуллаев Тасаввуф ва унинг намояндалари. Илмий-оммабоп рисола. Алишер Навоий номидаги Ўзбекистон Миллий кутубхонаси нашриёти. –Т., 2009.

Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. Москва: «Наука», 1965.

Ҳ.Сулаймонов “Алишер Навоий достонларига ишланган расмлар”. –Т.: “Фан” нашриёти. 1970.

Ҳ.Сулаймонов, Ф.Сулаймонова Алишер Навоий асарларига ишланган расмлар. XV-XIX асрлар. -Т.: 1982.

Исмоилова Э.М. Рукописная книга Средней Азии позднего периода (XIX в.). Приемы декора. Иллюстрации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. -Т.:1990.

Пугаченкова Г. А. Среднеазиатские миниатюры (XVI—XVIII веков в избранных образцах). – Т.:, 1994.

Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. История искусств Узбекистана. - Москва, 1965.

Ремпель Л. И. Историко-художественные заметки. Об эстетической ценности живописи Среднего Востока. / Вопросы изобразительного искусства Узбекистана. – Т.:, 1973.

Рахимова З. И. Мавераннахрская (среднеазиатская) миниатюрная живопись XVI-XVII вв. как источник по истории костюма. Автореферат. – Т.:, 1984.

Рахимова З. Шайхлар ва дарвешларнинг либослари. // San’at. 2008 й. 2-сон.

Рахимова З. “Беҳзод миниатюралари асосида Ҳирот либослари талқини”. /”San’at” журнали. 2020 й. 3-сон.

З.Рахимова “Камолиддин Беҳзод мероси жаҳон тўпламларида”. “Ўзбекистон маданий мероси” муаллифлик туркуми. Т.: “Zamon Press-Info Nashriyot uyi”. 2022 y.

Bahari E. Bihzad. Master of Persian Painting. I.B.Tauris &Co.Ltd 1996.

А.А.Мадраимов Алишер Навоий бадиий асарларининг ХV-ХVI асрлардаги қўлёзмалари. –Т.: Фан ва технологиялар нашриёт уйи. 2021й.

У.Қорабов “Нажмиддин Кубро мероси ва унинг “Латоиф” назарияси”. “San’at”. 2001 й. 4-сон.

А.Эркинов Алишер Навоий “Хамса”си талқини манбалари (ХV – ХХ аср боши). Алишер Навоий ижодига оид тадқиқотлар. Истиқлол даври ўзбек навоийшунослиги. 30 жилдлик. 19-жилд. –Т.: TAMADDUN. 2021. 34-б.

Загрузки

22 7

Опубликован

Как цитировать

Каршиева, Г. 2024. Образ шейха в поэме “Хайрат уль-аброр” Алишера Навои и его интерпретация в миниатюрных произведениях. Зарубежная лингвистика и лингводидактика. 2, 1 (фев. 2024), 75–86. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol2-iss1-pp75-86.

Выпуск

Раздел

Литературоведение и лингвокультурология