К развитию когнитивных навыков с помощью генеративного ИИ: возможность или педагогическая иллюзия?

  • Докторант, Навоийский государственный университет

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss4-pp13-19

Ключевые слова

Генеративный искусственный интеллект , когнитивные навыки , обучение языкам , метакогниция , критическое мышление , рефлексивная педагогика , перенос знаний , образовательные технологии , обучение с ИИ , цифровая грамотность

Аннотация

Генеративный искусственный интеллект (ИИ), в частности крупные языковые модели (Large Language Models, LLMs), стал одним из самых преобразующих и одновременно спорных нововведений в сфере образования. Сторонники утверждают, что ИИ может выступать в роли мощного когнитивного каркаса, предоставляя персонализированную обратную связь и способствуя развитию навыков высшего порядка мышления. Однако критики предупреждают о риске поверхностного вовлечения, когнитивного разгрузки и алгоритмических предвзятостей, которые могут подорвать процесс глубокого обучения. В данной статье рассматривается вопрос о том, может ли генеративный ИИ действительно способствовать развитию когнитивных навыков в обучении английскому языку как иностранному (EFL). Основываясь на социокультурной теории Л.С. Выготского и таксономии Блума, исследуется, каким образом такие стратегии, как ИИ-опосредованный сократический диалог, ведение рефлексивных учебных журналов и задания по трансформации жанров, могут развивать аналитическое мышление, метакогнитивную осознанность и перенос навыков. Вместе с тем выявлены риски, включая «иллюзорное содействие» и цифровое неравенство, что подчеркивает необходимость тщательной педагогической интеграции. Встраивая ИИ в практики рефлексии, критического осмысления и совместного обучения в группах, педагоги могут превратить его из пассивного инструмента в активного партнера, способствующего формированию автономных, критически мыслящих и социально ответственных обучающихся.

Библиографические ссылки

Castañeda, L., & Selwyn, N. (2025). Generative Artificial Intelligence and Extended Cognition in Science Education. Science & Education, published March 2025.

Clark, A. (2025). Extending minds with generative AI. Nature Communications, 16(4627). https://doi.org/10.1038/s41467-025-59906-9

Jose, B., Cherian, J., Verghis, A. M., Varghise, S. M., Mumthas, S., & Joseph, S. (2025). The cognitive paradox of AI in education: Between enhancement and erosion. Frontiers in Psychology, 16. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2025.1550621

Holstein, K., et al. (2025). Looking Beyond the Hype: Understanding the Effects of AI on Learning. Educational Psychology Review..

Steyvers, M. & Peters, M. A. K. (2025). Metacognition and Uncertainty Communication in Humans and Large Language Models. ArXiv, April 2025.

Liu, Z., Yin, S. X., Lee, C., & Chen, N. F. (2024). Scaffolding Language Learning via Multi-modal Tutoring Systems with Pedagogical Instructions. ArXiv, April 2024.

Ogunleye, B., Zakariyyah, K. I. et al. (2024). A Systematic Review of Generative AI for Teaching and Learning Practice. ArXiv, June 2024.

Namaziandost, E. (2025). Integrating flipped learning in AI-enhanced language learning: Mapping the effects on metacognitive awareness, writing development, and foreign language learning boredom. Computer Applications in Engineering and Artificial Intelligence, 100446. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2025.100446

Khotimah, K., Rusijono, & Mariono, A. (2024). Enhancing metacognitive and creativity skills through AI-driven meta-learning strategies. International Journal of Interactive Mobile Technologies (iJIM), 18(5), 18–31. https://doi.org/10.3991/ijim.v18i05.47705

Rivera Novoa, A., & Duarte Arias, D. A. (2025). Generative artificial intelligence and extended cognition in science learning contexts. Science & Education. https://doi.org/10.1007/s11191-025-00660-1

Yusuf, A., Pervin, N., & Román-González, M. (2024). Generative AI and the future of higher education: A threat to academic integrity or reformation? Evidence from multicultural perspectives. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 21(21). https://doi.org/10.1186/s41239-024-00453-6

Kholikov, B. A. 1-sho ‘ba the language of fantasy: linguistic features in mythological and fantasy literature. Ilmiy va professional ta’lim jarayonida muloqot, fan va madaniyatlar integratsiyasi, 17.

Загрузки

44 23

Опубликован

К развитию когнитивных навыков с помощью генеративного ИИ: возможность или педагогическая иллюзия?

Как цитировать

Рузиева, М. 2025. К развитию когнитивных навыков с помощью генеративного ИИ: возможность или педагогическая иллюзия?. Зарубежная лингвистика и лингводидактика. 3, 4 (июл. 2025), 13–19. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss4-pp13-19.

Выпуск

Раздел

Инновационные методики и компетентностный подход в преподавании иностранных языков