DOI
https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss4-pp13-19Ключевые слова
Генеративный искусственный интеллект , когнитивные навыки , обучение языкам , метакогниция , критическое мышление , рефлексивная педагогика , перенос знаний , образовательные технологии , обучение с ИИ , цифровая грамотностьАннотация
Генеративный искусственный интеллект (ИИ), в частности крупные языковые модели (Large Language Models, LLMs), стал одним из самых преобразующих и одновременно спорных нововведений в сфере образования. Сторонники утверждают, что ИИ может выступать в роли мощного когнитивного каркаса, предоставляя персонализированную обратную связь и способствуя развитию навыков высшего порядка мышления. Однако критики предупреждают о риске поверхностного вовлечения, когнитивного разгрузки и алгоритмических предвзятостей, которые могут подорвать процесс глубокого обучения. В данной статье рассматривается вопрос о том, может ли генеративный ИИ действительно способствовать развитию когнитивных навыков в обучении английскому языку как иностранному (EFL). Основываясь на социокультурной теории Л.С. Выготского и таксономии Блума, исследуется, каким образом такие стратегии, как ИИ-опосредованный сократический диалог, ведение рефлексивных учебных журналов и задания по трансформации жанров, могут развивать аналитическое мышление, метакогнитивную осознанность и перенос навыков. Вместе с тем выявлены риски, включая «иллюзорное содействие» и цифровое неравенство, что подчеркивает необходимость тщательной педагогической интеграции. Встраивая ИИ в практики рефлексии, критического осмысления и совместного обучения в группах, педагоги могут превратить его из пассивного инструмента в активного партнера, способствующего формированию автономных, критически мыслящих и социально ответственных обучающихся.
Библиографические ссылки
Castañeda, L., & Selwyn, N. (2025). Generative Artificial Intelligence and Extended Cognition in Science Education. Science & Education, published March 2025.
Clark, A. (2025). Extending minds with generative AI. Nature Communications, 16(4627). https://doi.org/10.1038/s41467-025-59906-9
Jose, B., Cherian, J., Verghis, A. M., Varghise, S. M., Mumthas, S., & Joseph, S. (2025). The cognitive paradox of AI in education: Between enhancement and erosion. Frontiers in Psychology, 16. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2025.1550621
Holstein, K., et al. (2025). Looking Beyond the Hype: Understanding the Effects of AI on Learning. Educational Psychology Review..
Steyvers, M. & Peters, M. A. K. (2025). Metacognition and Uncertainty Communication in Humans and Large Language Models. ArXiv, April 2025.
Liu, Z., Yin, S. X., Lee, C., & Chen, N. F. (2024). Scaffolding Language Learning via Multi-modal Tutoring Systems with Pedagogical Instructions. ArXiv, April 2024.
Ogunleye, B., Zakariyyah, K. I. et al. (2024). A Systematic Review of Generative AI for Teaching and Learning Practice. ArXiv, June 2024.
Namaziandost, E. (2025). Integrating flipped learning in AI-enhanced language learning: Mapping the effects on metacognitive awareness, writing development, and foreign language learning boredom. Computer Applications in Engineering and Artificial Intelligence, 100446. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2025.100446
Khotimah, K., Rusijono, & Mariono, A. (2024). Enhancing metacognitive and creativity skills through AI-driven meta-learning strategies. International Journal of Interactive Mobile Technologies (iJIM), 18(5), 18–31. https://doi.org/10.3991/ijim.v18i05.47705
Rivera Novoa, A., & Duarte Arias, D. A. (2025). Generative artificial intelligence and extended cognition in science learning contexts. Science & Education. https://doi.org/10.1007/s11191-025-00660-1
Yusuf, A., Pervin, N., & Román-González, M. (2024). Generative AI and the future of higher education: A threat to academic integrity or reformation? Evidence from multicultural perspectives. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 21(21). https://doi.org/10.1186/s41239-024-00453-6
Kholikov, B. A. 1-sho ‘ba the language of fantasy: linguistic features in mythological and fantasy literature. Ilmiy va professional ta’lim jarayonida muloqot, fan va madaniyatlar integratsiyasi, 17.
Загрузки
44 23Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Мафтуна Рузиева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.











