Обучение критическому мышлению через английскую литературу: подход, основанный на задачах, для изучающих английский язык как иностранный (ESL)

  • Студентка, Узбекский государственный университет мировых языков

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss6/S-pp293-300

Ключевые слова

Критическое мышление , обучение на основе заданий , английская литература , преподавание ESL , обучение языку , автономия учащихся , когнитивные навыки

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования английской литературы как средства развития критического мышления у учащихся, изучающих английский язык как второй (ESL), с помощью метода обучения, основанного на выполнении заданий. В современном языковом образовании всё большее значение придаётся развитию навыков критического мышления (Facione, 2015; Brookfield, 2012). Однако во многих ESL-классах по-прежнему преобладает акцент на грамматике, лексике и подготовке к тестам, в то время как когнитивные возможности литературных текстов остаются недооценёнными. Литературные произведения — особенно рассказы, пьесы и поэзия — естественным образом стимулируют анализ, интерпретацию и дискуссию, что делает их идеальными для формирования критического мышления (Lazar, 2008; Maley, 2010). Обучение на основе заданий (TBL) предоставляет гибкую, ориентированную на учащихся методику, способствующую формированию умений интерпретировать текст, аргументировать мнение и оценивать персонажей и темы (Ellis, 2003). Основанная на теоретических источниках и педагогических исследованиях, статья призывает к более активному использованию литературы на занятиях ESL с целью развития не только языковых, но и интеллектуальных способностей учащихся.

Библиографические ссылки

Aliakbari, M., & Sadeghdaghighi, A. (2013). Teachers’ perception of the barriers to critical thinking. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 70, 1–5. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.01.030

Bloom, B. S. (1956). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Longmans, Green.

Chou, P. N. (2016). The effects of literature-based instruction on ESL/EFL students’ critical thinking. International Journal of Teaching and Education, 4(2), 1–17. https://doi.org/10.20472/TE.2016.4.2.001

Facione, P. A. (2015). Critical thinking: What it is and why it counts (2015 update). Insight Assessment. https://www.insightassessment.com

Gelen, İ., & Özer, B. (2017). A study on critical thinking tendencies and factors affecting them. Journal of Education and Learning, 6(2), 43–52. https://doi.org/10.5539/jel.v6n2p43

Lazar, G. (1993). Literature and language teaching: A guide for teachers and trainers. Cambridge University Press.

Ministry of Preschool and School Education of the Republic of Uzbekistan. (2022). National curriculum for foreign languages in general secondary education. Tashkent: MoPSE.

Paul, R., & Elder, L. (2014). The miniature guide to critical thinking: Concepts and tools (7th ed.). Foundation for Critical Thinking.

Richards, J. C., & Rodgers, T. S. (2014). Approaches and methods in language teaching (3rd ed.). Cambridge University Press.

Sulaimon, A. A. (2021). Task-based learning: A review of the theoretical and empirical literature. Asian Journal of Education and Social Studies, 22(1), 15–23. https://doi.org/10.9734/ajess/2021/v22i130531

Ur, P. (2012). A course in language teaching: Practice and theory (2nd ed.). Cambridge University Press.

Zainuddin, S. Z., Pillai, S., & Mokhtar, M. I. (2019). Enhancing critical thinking skills through literature-based instruction: A Malaysian context. Journal of Language and Linguistic Studies, 15(1), 262–275. https://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/1121

Загрузки

86 23

Опубликован

Обучение критическому мышлению через английскую литературу: подход, основанный на задачах, для изучающих английский язык как иностранный (ESL)

Как цитировать

Жуманиязова, Л. 2025. Обучение критическому мышлению через английскую литературу: подход, основанный на задачах, для изучающих английский язык как иностранный (ESL). Зарубежная лингвистика и лингводидактика. 3, 6/S (июн. 2025), 293–300. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss6/S-pp293-300.