DOI
https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss6/S-pp293-300Ключевые слова
Критическое мышление , обучение на основе заданий , английская литература , преподавание ESL , обучение языку , автономия учащихся , когнитивные навыкиАннотация
В статье рассматривается возможность использования английской литературы как средства развития критического мышления у учащихся, изучающих английский язык как второй (ESL), с помощью метода обучения, основанного на выполнении заданий. В современном языковом образовании всё большее значение придаётся развитию навыков критического мышления (Facione, 2015; Brookfield, 2012). Однако во многих ESL-классах по-прежнему преобладает акцент на грамматике, лексике и подготовке к тестам, в то время как когнитивные возможности литературных текстов остаются недооценёнными. Литературные произведения — особенно рассказы, пьесы и поэзия — естественным образом стимулируют анализ, интерпретацию и дискуссию, что делает их идеальными для формирования критического мышления (Lazar, 2008; Maley, 2010). Обучение на основе заданий (TBL) предоставляет гибкую, ориентированную на учащихся методику, способствующую формированию умений интерпретировать текст, аргументировать мнение и оценивать персонажей и темы (Ellis, 2003). Основанная на теоретических источниках и педагогических исследованиях, статья призывает к более активному использованию литературы на занятиях ESL с целью развития не только языковых, но и интеллектуальных способностей учащихся.
Библиографические ссылки
Aliakbari, M., & Sadeghdaghighi, A. (2013). Teachers’ perception of the barriers to critical thinking. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 70, 1–5. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.01.030
Bloom, B. S. (1956). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Longmans, Green.
Chou, P. N. (2016). The effects of literature-based instruction on ESL/EFL students’ critical thinking. International Journal of Teaching and Education, 4(2), 1–17. https://doi.org/10.20472/TE.2016.4.2.001
Facione, P. A. (2015). Critical thinking: What it is and why it counts (2015 update). Insight Assessment. https://www.insightassessment.com
Gelen, İ., & Özer, B. (2017). A study on critical thinking tendencies and factors affecting them. Journal of Education and Learning, 6(2), 43–52. https://doi.org/10.5539/jel.v6n2p43
Lazar, G. (1993). Literature and language teaching: A guide for teachers and trainers. Cambridge University Press.
Ministry of Preschool and School Education of the Republic of Uzbekistan. (2022). National curriculum for foreign languages in general secondary education. Tashkent: MoPSE.
Paul, R., & Elder, L. (2014). The miniature guide to critical thinking: Concepts and tools (7th ed.). Foundation for Critical Thinking.
Richards, J. C., & Rodgers, T. S. (2014). Approaches and methods in language teaching (3rd ed.). Cambridge University Press.
Sulaimon, A. A. (2021). Task-based learning: A review of the theoretical and empirical literature. Asian Journal of Education and Social Studies, 22(1), 15–23. https://doi.org/10.9734/ajess/2021/v22i130531
Ur, P. (2012). A course in language teaching: Practice and theory (2nd ed.). Cambridge University Press.
Zainuddin, S. Z., Pillai, S., & Mokhtar, M. I. (2019). Enhancing critical thinking skills through literature-based instruction: A Malaysian context. Journal of Language and Linguistic Studies, 15(1), 262–275. https://www.jlls.org/index.php/jlls/article/view/1121
Загрузки
86 23Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Лобар Жуманиязова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.











