Развитие читательской компетенции и критического мышления через народные сказки и стратегии, основанные на вопросах

  • доцент, Ургенчский государственный университет имени Абу Райхана Беруни
  • студентка, Ургенчский государственный университет имени Абу Райхана Беруни

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss4-pp62-68

Ключевые слова

Активное чтение , критическое мышление , bottom- up , top-down , узбекские народные сказки , формулирование вопросов , понимание прочитанного , культурно ориентированное обучение

Аннотация

В статье рассматривается роль активного чтения и формулирования вопросов для развития критического мышления у подростков, изучающих английский язык. Особое внимание уделяется сочетанию bottom-up и top-down подходов к обучению чтению, а также важности активации фоновых знаний учащихся, поощрения их к задаванию вопросов и установлению личных связей с прочитанным. В качестве культурно значимого материала используются узбекские народные сказки, такие как «Зумрад и Киммат», «Золотой арбуз» и рассказы Ходжи Насреддина. Исследование показывает, что работа с подобными текстами способствует вовлечению учащихся, формированию глубинного понимания и развитию аналитических навыков. Также предлагаются практические рекомендации для учителей, направленные на развитие активных и критически мыслящих читателей.

Библиографические ссылки

Anderson, N. J. (2015). Developing Active Readers: A Pedagogical Framework for Second Language Reading Instruction. TESOL Journal, 6(4), 738–758. https://doi.org/10.1002/tesj.217

Grabe, W. (2010). Reading in a Second Language: Moving from Theory to Practice. Cambridge University Press.

Brown, H. D. (2014). Principles of Language Learning and Teaching (6th ed.). Pearson Education.

Nation, I. S. P. (2013). Learning Vocabulary in Another Language (2nd ed.). Cambridge University Press.

Koda, K. (2012). Insights into Second Language Reading: A Cross-Linguistic Approach. Cambridge University Press.

Vygotsky, L. S. (1978). Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes. Harvard University Press.

Cummins, J. (2011). Literacy Engagement: Fueling Academic Growth for English Learners. The Reading Teacher, 65(2), 142–146.

Zwiers, J. (2014). Building Academic Language: Meeting Common Core Standards Across Disciplines (2nd ed.). Jossey-Bass.

Guthrie, J. T., & Wigfield, A. (2012). Reading Motivation and Engagement: Clarifying Comprehension Goals for Teachers. The Reading Teacher, 66(4), 304–314.

Alvermann, D. E. (2011). Effective Literacy Instruction for Adolescents. Journal of Literacy Research, 43(1), 49–68.

Tomlinson, C. A., & Imbeau, M. B. (2010). Leading and Managing a Differentiated Classroom. ASCD.

Ghosn, I.-K. (2013). Storybridge to Second Language Literacy: The Theory, Research, and Practice of Teaching English with Children’s Literature. IAP.

Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). (2018). The Future of Education and Skills: Education 2030 – OECD Learning Compass. Retrieved from: https://www.oecd.org/education/2030-project/

Халимова, Ф. Р. (2019). Прагматические свойства лингвофонетических средств в поэтическом тексте и их сравнительный анализ при переводе. Вестник Челябинского государственного университета, (1 (423)), 138-144.

Загрузки

34 21

Опубликован

Развитие читательской компетенции и критического мышления через народные сказки и стратегии, основанные на вопросах

Как цитировать

Машарипова, Ф. и Матлатипова, М. 2025. Развитие читательской компетенции и критического мышления через народные сказки и стратегии, основанные на вопросах. Зарубежная лингвистика и лингводидактика. 3, 4 (июл. 2025), 62–68. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss4-pp62-68.

Выпуск

Раздел

Инновационные методики и компетентностный подход в преподавании иностранных языков