Концептуальные положения совершенствования навыков аудирования и чтения в зарубежной и узбекской лингводидактике

  • Преподаватель, кафедра «Узбекского и русского языков», Ташкентский государственный экономический университет

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss8/S-pp317-323

Ключевые слова

аудирование , чтение , рецептивные навыки , коммуникативная компетенция , аутентичные материалы , лингводидактика , CLIL , профессионально-ориентированное обучение

Аннотация

В статье анализируются теоретико-методологические основы формирования и развития рецептивных умений аудирования и чтения в контексте современных тенденций зарубежной и узбекской лингводидактики. Раскрываются психолингвистические, когнитивные и социокультурные аспекты восприятия устной и письменной речи, подчёркивается значение аутентичных материалов и цифровых технологий в процессе обучения студентов экономических специальностей. В работе систематизированы ключевые подходы, применяемые в отечественной методике: коммуникативно-деятельностный, когнитивно-коммуникативный, социокультурный, профессионально-ориентированный и интегративный (CLIL), обеспечивающие развитие критического мышления и коммуникативной компетенции обучающихся.

Библиографические ссылки

Brown H.D. Teaching by Principles: An Interactive Approach to Language Pedagogy. – Pearson, 2001.

Krashen S. Principles and Practice in Second Language Acquisition. – Pergamon, 1982.

Nunan D. Second Language Teaching and Learning. – Heinle, 1999.

Field J. Listening in the Language Classroom. – Cambridge University Press, 2008.

Coyle D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. – Cambridge, 2007.

Richards J.C. Communicative Language Teaching Today. – Cambridge, 2006.

Мирзахмедова М.С. Методика преподавания русского языка как иностранного в вузах Узбекистана. – Ташкент, 2020.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам. – М., 1991.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 1991.

Хасанова Б. Инновационные подходы к формированию рецептивных навыков студентов-экономистов. – Ташкент, 2022.

Ellis R. Task-Based Language Learning and Teaching. – Oxford University Press, 2003.

Oxford R. Teaching and Researching Language Learning Strategies. – Routledge, 2011.

Marsh D., Mehisto P. Uncovering CLIL in the Digital Era. – Cambridge University Press, 2018.

VanPatten B. Input Processing in Second Language Acquisition. – Routledge, 2019.

Загрузки

4 5

Опубликован

Концептуальные положения совершенствования навыков аудирования и чтения в зарубежной и узбекской лингводидактике

Как цитировать

Мавлянова, Н. 2025. Концептуальные положения совершенствования навыков аудирования и чтения в зарубежной и узбекской лингводидактике. Зарубежная лингвистика и лингводидактика. 3, 8/S (сен. 2025), 317–323. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss8/S-pp317-323.