Метод "Total Physical Response" (TPR) в развитии продуктивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

  • Узбекский государственный университет мировых языков
  • Научный руководитель: PhD, Заведующий кафедрой «Интегрированный курс английского языка»

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss8/S-pp339-349

Ключевые слова

Total Physical Response , инклюзивное образование , дошкольное образование , продуктивные навыки , обучение через движение , раннее развитие , кинестетическое обучение , образование детей с особыми потребностями

Аннотация

В сфере дошкольного образования всё больше признаётся значимость обучения, основанного на движении, как средства поддержки разнообразных учащихся. Методика “Total Physical Response” (TPR) представляет собой динамичный подход к развитию продуктивных навыков у дошкольников, способствующий созданию по-настоящему инклюзивной образовательной среды. В статье рассматривается, каким образом TPR способствует развитию речи, коммуникации и творческого самовыражения у детей 3–5 лет, с особым вниманием к поддержке детей с различными способностями и особыми образовательными потребностями. На основе анализа современных исследований, практических примеров и стратегий внедрения авторы показывают, что TPR создаёт увлекательный и доступный учебный процесс, приносящий пользу всем детям и эффективно решающий задачи инклюзивного образования.

Представьте себе группу дошкольников, где дети поют, двигаются и жестикулируют, осваивая новые слова. Ребёнок с расстройством аутистического спектра уверенно участвует вместе с типично развивающимися сверстниками, а ученик, изучающий английский как иностранный, демонстрирует понимание через действия до того, как находит нужные слова. Это реальность классов, внедряющих TPR в рамках инклюзивного образования.

Метод “Total Physical Response”, изначально разработанный доктором Джеймсом Ашер для изучения иностранных языков, со временем превратился в комплексный педагогический подход, связывающий физическую активность с когнитивным развитием. В инклюзивных дошкольных учреждениях, где педагоги сталкиваются с необходимостью учитывать разнообразные потребности детей, TPR естественным образом охватывает различные стили обучения, способности и темпы развития.

Значимость данного подхода в современной образовательной среде трудно переоценить. По мере увеличения разнообразия в классах традиционные методы обучения не всегда оказываются эффективными для всех детей. TPR открывает несколько путей к обучению, обеспечивая возможность детям, испытывающим трудности с традиционными формами обучения, усваивать материал, выражать понимание через движения и развивать продуктивные навыки.

В статье подробно рассматривается, как именно метод TPR способствует развитию продуктивных навыков — речи, коммуникации и творческого самовыражения — у дошкольников в условиях инклюзивного образования. Приводятся теоретические основы, практические аспекты и доказательная база, а также конкретные стратегии для педагогов.

Библиографические ссылки

Asher J. Original developer of Total Physical Response methodology for language learning. The Modern Language Journal Vol 53. pp. 3-17 (15 pages)

Chen, S. Research at Stanford University on movement-based learning and neural pathway activation in preschoolers - brain imaging studies. Stanford University Press

Lee, K., & Thompson, D. Research on inclusive classrooms implementing TPR methods, focusing on children with autism spectrum disorders and behavioral outcomes. Cambridge University Press.

Загрузки

9 10

Опубликован

Метод "Total Physical Response" (TPR) в развитии продуктивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Как цитировать

Мирзаахмедова–Ташпулатова, М. и Гулямова, М. 2025. Метод "Total Physical Response" (TPR) в развитии продуктивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. Зарубежная лингвистика и лингводидактика. 3, 8/S (сен. 2025), 339–349. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss8/S-pp339-349.