DOI
https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss8/S-pp339-349Ключевые слова
Total Physical Response , инклюзивное образование , дошкольное образование , продуктивные навыки , обучение через движение , раннее развитие , кинестетическое обучение , образование детей с особыми потребностямиАннотация
В сфере дошкольного образования всё больше признаётся значимость обучения, основанного на движении, как средства поддержки разнообразных учащихся. Методика “Total Physical Response” (TPR) представляет собой динамичный подход к развитию продуктивных навыков у дошкольников, способствующий созданию по-настоящему инклюзивной образовательной среды. В статье рассматривается, каким образом TPR способствует развитию речи, коммуникации и творческого самовыражения у детей 3–5 лет, с особым вниманием к поддержке детей с различными способностями и особыми образовательными потребностями. На основе анализа современных исследований, практических примеров и стратегий внедрения авторы показывают, что TPR создаёт увлекательный и доступный учебный процесс, приносящий пользу всем детям и эффективно решающий задачи инклюзивного образования.
Представьте себе группу дошкольников, где дети поют, двигаются и жестикулируют, осваивая новые слова. Ребёнок с расстройством аутистического спектра уверенно участвует вместе с типично развивающимися сверстниками, а ученик, изучающий английский как иностранный, демонстрирует понимание через действия до того, как находит нужные слова. Это реальность классов, внедряющих TPR в рамках инклюзивного образования.
Метод “Total Physical Response”, изначально разработанный доктором Джеймсом Ашер для изучения иностранных языков, со временем превратился в комплексный педагогический подход, связывающий физическую активность с когнитивным развитием. В инклюзивных дошкольных учреждениях, где педагоги сталкиваются с необходимостью учитывать разнообразные потребности детей, TPR естественным образом охватывает различные стили обучения, способности и темпы развития.
Значимость данного подхода в современной образовательной среде трудно переоценить. По мере увеличения разнообразия в классах традиционные методы обучения не всегда оказываются эффективными для всех детей. TPR открывает несколько путей к обучению, обеспечивая возможность детям, испытывающим трудности с традиционными формами обучения, усваивать материал, выражать понимание через движения и развивать продуктивные навыки.
В статье подробно рассматривается, как именно метод TPR способствует развитию продуктивных навыков — речи, коммуникации и творческого самовыражения — у дошкольников в условиях инклюзивного образования. Приводятся теоретические основы, практические аспекты и доказательная база, а также конкретные стратегии для педагогов.
Библиографические ссылки
Asher J. Original developer of Total Physical Response methodology for language learning. The Modern Language Journal Vol 53. pp. 3-17 (15 pages)
Chen, S. Research at Stanford University on movement-based learning and neural pathway activation in preschoolers - brain imaging studies. Stanford University Press
Lee, K., & Thompson, D. Research on inclusive classrooms implementing TPR methods, focusing on children with autism spectrum disorders and behavioral outcomes. Cambridge University Press.
Загрузки
9 10Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Матлуба Мирзаахмедова–Ташпулатова, Мавлуда Гулямова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.











