DOI
https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss8/S-pp350-356Ключевые слова
диалог , монолог , психолингвистика , коммуникация , интерактивность , когнитивные процессы , семантика , прагматика , планирование речи , речевая культура , логопедическая практикаАннотация
В статье раскрываются психолингвистические различия между диалогической и монологической формами речи. Исследование направлено на выявление особенностей восприятия и порождения речи в зависимости от коммуникативной ситуации, а также на анализ семантических и прагматических механизмов речевого взаимодействия. Диалог характеризуется естественной интерактивностью, динамичностью и совместным созданием смысла участниками общения, тогда как монолог отличается логической последовательностью, структурированной организацией и высокой степенью предварительного планирования. В диалоге мыслительный процесс поддерживается реакцией собеседника, мимикой и интонацией, тогда как в монологе речевая деятельность контролируется говорящим самостоятельно, что повышает когнитивную нагрузку. Работа рассматривает данные различия с точки зрения соотношения языка, мышления и психологии коммуникации. Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение для совершенствования речевой культуры, повышения эффективности обучения иностранным языкам и коррекционно-логопедической практики.
Библиографические ссылки
Выготский, Л. С. Мышление и речь. — М.: Педагогика, 1982. — 350 с.
Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М.: Наука, 1969. — 276 с.
Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982. — 155 с.
Чомски, Н. Аспекты теории синтаксиса. — М.: Прогресс, 1972. — 345 с.
Bruner, J. Acts of Meaning. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990. — 207 p.
Levelt, W. J. M. Speaking: From Intention to Articulation. — Cambridge, MA: MIT Press, 1989. — 584 p.
Clark, H. H., Brennan, S. E. Grounding in Communication. // Perspectives on Socially Shared Cognition. — Washington, DC: APA, 1991. — P. 127–149.
Tannen, D. Talking Voices: Repetition, Dialogue, and Imagery in Conversational Discourse. — 2nd ed. — Cambridge: Cambridge University Press, 2007. — 312 p.
Linell, P. Rethinking Language, Mind, and World Dialogically: Interactional and Contextual Theories of Human Sense-Making. — Charlotte, NC: Information Age Publishing, 2019. — 448 p.
Norrick, N. R. Conversational Narrative: Storytelling in Everyday Talk. — Amsterdam: John Benjamins, 2012. — 280 p.
Bybee, J., Croft, W., Tomasello, M. Usage-Based Approaches to Language Structure and Processing. — Oxford: Oxford University Press, 2005. — 390 p.
Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия. — Т. 1–2. — М.: Весь Мир, 2000. — 560 с.
Дридзе, Т. М. Язык и социальная психология. — М.: Наука, 1984. — 290 с.
Залевская, А. А. Введение в психолингвистику. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. — 276 с.
Watzlawick, P., Bavelas, J. B., Jackson, D. D. Pragmatics of Human Communication. — New York: Norton, 2008. — 280 p.
Hymes, D. Foundations in Sociolinguistics: An Ethnographic Approach. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1974. — 230 p.
Тухватуллина, Г. Р. Диалог и монолог в коммуникативной культуре речи. // Вестник Казанского университета. — 2017. — №4. — С. 112–118.
Хусанов, Ш. Р. Nutq faoliyatining psixolingvistik asoslari. — Toshkent: Fan, 2018. — 216 б.
Ахмедова, Д. Chet tili o‘qitish jarayonida dialogik muloqot kompetensiyasini rivojlantirish. // Til va adabiyot ta’limi jurnali. — 2020. — №3. — B. 65–70.
Загрузки
8 6Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Гузал Бобомуродова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.











