Историческое происхождение системы высшего образования в Мавераннахре в X - XII веках: становление и развитие

  • Базовый докторант, кафедра историографии и источниковедения, Самаркандский государственный университет имени Шарофа Рашидова

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol5-iss3/S-pp62-70

Ключевые слова

Центральная Азия / история ислама / развитие науки / востоковедение / арабистика / медресе / высшее образование / сеть Низамия / сельджуки / Дар аль-Хикма.

Аннотация

Знания, полученные в результате научного развития в Центральной Азии в X-XII веках, оказали значительное влияние не только на историю ислама, но и на интеллектуальное развитие всего человечества. В этот период мыслители Центральной Азии добились значительных успехов в различных научных областях, включая химию, ботанику, физику, минералогию, математику, астрономию и искусство. В то время как в Европе достижения древней науки переосмысливались и развивались, в Центральной Азии знания, накопленные греческими учеными, активно изучались и применялись в период, когда церковь запрещала их распространение.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Ас-Субкий Аби Наср Абдал-Ваххоб ибн Тажи ад-дин. Табақат аш-шафиъия ал-кубра таълиф шайх ал-ислом. Қоҳира, 1906-1907. I-VI жилдлар. III жилд. 156-бет.

Ас-Субкий Аби Наср Абдал-Ваххоб ибн Тажи ад-дин. Табақат аш-шафиъия ал-кубра таълиф шайх ал-ислом. Қоҳира, 1906-1907. I-VI жилдлар. III жилд. 111, 137-бетлар.

Бартольд В.В. Ученые мусульманского «Ренессанса» / Сочинения. М.: Наука, Т. 6. 1966. С. 621; Қаранг: Наршахий Абу Бакр Муҳаммад ибн Жаъфар. Бухоро тарихи / Форс тилидан А.Расулев таржимаси. Масъул муҳаррир А. Ўринбоев. Tошкент, 1966.

Wüstenfeld F. Der imâm el-SchâfiъI, seine Schüler und Anhänger bis zum J. 300 d. H. Göttingen: Dieterich, 1891. Vol. 2. P. 163; Beckwith Ch. Warriors of the Cloisters. The Central Asian Origin of Sciences in the Medieval World. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2012. P. 42.

Бартольд В.В. Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии / Сочинения. М.: Наука, 1964. Т. II. Ч. 2. С. 30; Pedersen J. Madrasa.P. 1123-1154; Mirbabaev A.K., Zieme P., Wang Furen. The Development of ducation: Maktab, Madrasa, Science and Pedagogy // History of Civilizations of Central Asia. Ed. by C.E. Bosworth, M.S. Asimov. UNESCO 2000. Vol. IV. Part II. P. 37.

Beckwith Ch. Warriors of the Cloisters. P. 38.

The Cambridge History of Iran: The Saljuq and Mongol periods / ed. by J.A. Boyle. Cambridge University Press, 1968. P. 56.

Қаранг: Сиясетнамэ. Книга о правлении везира XI столетия Низам ал-Мулька / Пер. введение и примечение Б.Н.Заходера. – Л.: 1949.

The Cambridge History of Iran: The Saljuq and Mongol periods. Р. 56.

Mitha F. Al-Ghazali and the Ismailis: A Debate on Reason and Authority in Medieval Islam. New York, 2001. P. 7-8.

Mirbabaev A.K., Zieme P., Wang Furen. The Development of Education. P. 37.

Beckwith Ch. Warriors of the Cloisters. P. 42.

The Cambridge History of Iran: The Saljuq and Mongol periods. P. 71.

Mirbabaev A.K., Zieme P., Wang Furen. The Development of Education. P. 37.

The Cambridge History of Iran: The Saljuq and Mongol periods. P. 215.

Мец Адам. Мусульманский Ренессанс. –Москва: Наука, 1978. С.154.

Навоий замондошлари хотирасида. Хондамир. Хулосат ул-ахбор. – Т., 1986, 41-бет.

Aḥmad Ibn-Muḥammad Ibn-Ḫallikān. Ibn Khallikan's Biographical Dictionary / tr. by Mac Guckin de Slane.Paris, 1843.4 vols. Vol. 1. P. 551, 625.

Yakut.The Irshad al-aribilama’rifat al-adib or Dictionary of Learned Men of Yaqut. Ed. D.S. Morgoliouth. Leyden-London, 1907-1926. VII vols. Vol. VI. P. 282.

Ас-Субкий Аби Наср Абдал-Ваххоб ибн Тажи ад-дин. Табақат аш-шафиъия ал-кубра таълиф шайх ал-ислом. Қоҳира, 1906-1907. I-VI жилдлар. III жилд. 137-бет.

Beckwith Ch. Warriors of the Cloisters. P. 38.

Makdisi G. The Rise of Colleges: Institutions of Learning in Islam and the West. Р. 272.

Загрузки

90 12

Опубликован

Как цитировать

Маматкулова , Ф. 2024. Историческое происхождение системы высшего образования в Мавераннахре в X - XII веках: становление и развитие. Общество и инновации. 5, 3/S (мар. 2024), 62–70. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol5-iss3/S-pp62-70.