DOI
https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol5-iss4-pp88-94Ключевые слова
законодательная инициатива / право законодательной инициативы / субъекты законодательной инициативы / Конституционный Суд РУ / Верховный суд РУ / конституционный контроль / вопросы ведения / принцип разделения властей / судья в собственном делеАннотация
В статье анализируется юридическая конструкция статья 98 Конституции Республики Узбекистан, предоставляющая Конституционному суду, Верховному суду и Генеральному прокурору Республики Узбекистан право законодательной инициативы по вопросам своего ведения. Рассматриваются узкий и широкий подходы к юридическому ́ пониманию словосочетания «вопросы ведения». По мнению авторов, право законодательной инициативы можно было бы определить как гарантированную государством равную для всех субъектов права законодательной инициативы возможность в установленном порядке беспрепятственно вносить в законодательный орган проекты законов, подлежащие обязательному рассмотрению на заседании законодательного органа. Подчеркивается необходимость уточнения термина «право законодательной инициативы Конституционного Суда и Верховного Суда и Генерального прокурора Республики Узбекистан по вопросам их ведения» Опровергается тезис о том, что реализация права законодательной инициативы поставит Конституционный Суд РУ в положение судьи в собственном деле. При этом приводятся следующие аргументы: реализация данного права вовсе не гарантирует принятие закона с первоначальным текстуальным содержанием законопроекта; орган конституционного контроля в большинстве случаев устанавливает не текстуальные изъяны проверяемого закона, а его содержание с учетом правоприменительной практики.
Скачивания
Библиографические ссылки
Нажимов M.К. Норма ижодкорлиги. -Тошкент, 2018. –23 б
Одилқориев Ҳ.Т. Қонун чиқариш жараёнини такомиллаштириш муаммолари. Ўзбекистон Республикасида қонунчиликни такомиллаштиришнинг долзарб муаммолари: республика илмий амалий конференцияси материаллари (2017 йил 17 ноябрь) – Тошкент.:ЎзР ИИВ Академияси, 2005. Б. 9.
Янгиланаётган Конституция. 100 саволга 100 жавоб. Ўзбекистон Республикаси Президенти ҳузуридаги Қонунчилик ва ҳуқуқий сиёсат институти. – Тошкент. “Адолат” миллий ҳуқуқий ахборот маркази, 2023 йил. – 180 б.
Кудряшов, А. В., Мартьянов, Г.А. Взаимодействие субъектов права законодательной инициативы в законотворческом процессе// Юридическая мысль. 2007. № 6 (44). С.78-83.
Ганичева Е. С. Пределы осуществления законодательной инициативы высшими органами судебной власти // Журнал российского права. — 2014. — № 11.
А.Рахимов. Конституциявий ислоҳотлар: Суд ҳокимияти мустақиллигини янада мустаҳкалашга хизмат қилиши шубҳасиз. http://www.konstsud.uz/uz/news/2022/07/01/konstitutsiyavij-islohotlar-sud-hokimiyati-mustaqilligini-yanada-mustahkalashga-khizmat-qilishi-shubhasiz
“Neno judex in causa sua” принципи суднинг беғаразлиги ва холислиги принципларининг бир қисми бўлиб, ўз навбатида, суд жараёнида тарафларнинг адолатлилиги ва тенглиги принципларининг мазмунини ташкил этади.
Збарацкий Б. А. Участие судов в законотворчестве: критический анализ теории и практики законодательной инициативы // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — Т. 15. — № 8. — С. 55—65. — DOI: 10.17803/1994-1471.2020.117.8.055-065.
Абрамова А. И. Законотворчество в Российской Федерации: науч.-практ. и учеб. пособие / под ред. А. С. Пиголкина. М., 2000. С. 349
https://sud.uz/news-2024-03-25-1/
https://www.xabar.uz/huquq/bosh-prokuratura-tashabbusi
Ганичева Е. С. Пределы осуществления законодательной инициативы высшими органами судебной власти // Журнал российского права. 2014. № 11.
Кучерявцев Д. А. Роль судов в осуществлении права законодательной инициативы в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 5.
Загрузки
78 9Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Хайитжон Турдиев (Автор)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.