Прагматическая компетенция и обучение речевым актам в изучении иностранного языка

  • Доктор философских наук в области педагогики (PhD), Узбекский государственный университет мировых языков

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol6-iss5/S-pp27-31

Ключевые слова

прагматическая компетенция , речевые акты , совет , прагмалингвистический перенос , социопрагматические нормы , межкультурная прагматика

Аннотация

Совершенствование прагматической компетенции является одной из важнейших целей в обучении иностранным языкам, так как обеспечивает адекватное использование языковых средств в различных коммуникативных и социокультурных контекстах. В статье рассматривается значимость обучения речевым актам как способу развития прагматической компетенции. На основе теории речевых актов и межкультурной прагматики проводится контрастивный анализ речевого акта «совет» в английском и русском языках. Показаны различия в прагмалингвистических структурах и социопрагматических нормах, а также объясняется, как неправильный прагматический перенос может привести к коммуникативным неудачам. Делается вывод о необходимости обучения речевым актам с учетом как формы, так и функции, а также социокультурных норм носителей языка. Предлагаются рекомендации по методике преподавания для снижения прагматических ошибок.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

C. de Aquino (2011). Pragmatic competence: How can it be developed in the foreign language classroom? BELT – Brazilian English Language Teaching Journal, 2(2), 140–153.

Davydova V.V. Pragmaticheskaya kompetentsiya v obuchenii inoyazychnomu obshcheniyu. Izvestiya VGPU. 2020. S. 54–58.

Davydova Yu.G. Formirovanie lingvopragmaticheskoy kompetentsii studentov vuzov na prakticheskikh zanyatiyakh po inostrannomu yazyku. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2021. Tom 6. Vypusk 1. S. 55–61.

Formanovskaya N.I. Rechevoe obshchenie: Kommunikativno-pragmaticheskiy podkhod. – M.: Rus. yaz., 2002. S. 4–11.

Karaziya N.A. Metodika pragmalingvisticheskogo issledovaniya: osnovnye podkhody i kategorii. Vestnik KRAUNTS. Gumanitarnye nauki. 2006.

Istochnik obrashcheniya: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-pragmalingvisticheskogo-issledovaniya-osnovnye-podhody-i-kategorii (Data obrashcheniya: 27.02.2022).

Kenzhebalina G.N. Lingvopragmatika: uchebnoe posobie. – Pavlodar: Kereku, 2012. S. 127.

Larina T.V. Kategoriya vezhlivosti i stil' kommunikatsii. Sravnenie angliyskikh i russkikh lingvokul'turnykh traditsiy. – M.: Rukopisnye pamyatniki Drevney Rusi, 2009. S. 177.

Ovchinikova M.V., Kolotova N.I. Formirovanie pragmaticheskoy kompetentsii inostrannykh studentov na urokakh RKI kak uslovie uspeshnogo kommunikativnogo vzaimodeystviya. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. №2(42).

Pavlova S.V. Ispol'zovanie dialogovoy kontseptsii Bakhtina dlya formirovaniya inoyazychnoy pragmaticheskoy kompetentsii. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. №2. S. 153–157.

Shustova S.V., Tsarenko N.M. Diskursivnye markery kak sredstvo formirovaniya pragmalingvisticheskoy kompetentsii. Nauchnyy rezultat. Voprosy teoreticheskoy i prikladnoy lingvistiki. T. 4. 2018. №2. S. 22–29.

Загрузки

62 27

Опубликован

Прагматическая компетенция и обучение речевым актам в изучении иностранного языка

Как цитировать

Шамсутдинова, Л. (2025). Прагматическая компетенция и обучение речевым актам в изучении иностранного языка. Общество и инновации, 6(5/S), 27–31. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol6-iss5/S-pp27-31