DOI
https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol6-iss10/S-pp241-248Ключевые слова
суеверия , иррациональные убеждения , магическое мышление , когнитивная регуляция , студенческая молодёжь , адаптацияАннотация
Современные исследования в области когнитивной, социальной и культурной психологии демонстрируют, что иррациональные и суеверные убеждения выполняют не только дезадаптивные, но и адаптивные функции, обеспечивая эмоциональную регуляцию и смысловую устойчивость личности. Целью статьи является анализ структуры и категориального содержания суеверных представлений студентов, а также выявление их психологических и социокультурных функций. Результаты свидетельствуют о том, что вера и иррациональные установки студентов выполняют функции эмоциональной стабилизации, смысловой регуляции и компенсации неопределённости. Иррациональные формы мышления проявляются как культурно обусловленные способы когнитивной и экзистенциальной адаптации, отражающие стремление личности сохранить внутреннее равновесие и чувство контроля в условиях неопределённости современного мира.
Скачивания
Библиографические ссылки
Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40.
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс. 1993. 224.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 4-е изд. М.: Смысл. 2020.
Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2010.
Andersen M.M. Predictive coding in agency detection: explaining supernatural agent detection and belief // Religion, Brain & Behavior. 2019. Vol. 9, № 1. PP. 28 45.
Boyer P., Liénard P. Ingredients of «Rituals» and their cognitive underpinnings // Philosophical transactions of the Royal Society of London. Series B, Biological sciences. 2020. Vol.17. №375(1805).
Epstein S. Integration of the Cognitive and the Psychodynamic Unconscious // American Psychologist. 1994. Vol. 49(8), P. 709-724.
Gilovich T. How We Know What Isn’t So: The Fallibility Of Human Reason In Everyday Life. New York: The Free Press. 1991.
Hobson N.M., Schroeder J., Risen J.L., Xygalatas D., Inzlicht M. The Psychology of Rituals: An Integrative Review and Process-Based Framework // Personality and Social Psychology Review. 2018. Vol. 22. №3. PP. 260-284.
Legare C.H., Nielsen M. Ritual Explained: Interdisciplinary Answers To Tinbergen’s Four Questions. // Philosophical transactions of the Royal Society of London. Series B, Biological sciences. 2020. Vol. 17. №375(1805).
Lindeman M., Aarnio K. Superstitious, Magical, And Paranormal Beliefs: An integrative model // Journal of Research in Personality. 2007. Vol. 41. PP. 731-744.
Rudski J.M., Edwards A. Malinowski. Goes To College: Factors Influencing Students’ Use of Ritual and Superstition // J-Gen Psychology. 2007. Vol. 134. №4. PP. 389-403.
Vyse S.A. Believing in Magic: The Psychology of Superstition. 2nd ed. New York: Oxford University Press. 2014. P. 320.
Wiseman R., Watt C. Measuring Superstitious Belief: Why Lucky Charms Matter // The Parapsychological Association Convention. 2004. PP. 291-298.
Загрузки
10 3Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Темур Хабиев (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.











