Концептуализация и категоризация как фактор возникновения категорий

  • PhD, доцент, Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss3-pp73-78

Ключевые слова

Концептуализация , категоризация , категории , мышление , процесс познания , язык и сознание , формирование понятий , культурный контекст

Аннотация

Данная статья посвящена освещению роли процессов концептуализации и категоризации в формировании категорий в человеческом мышлении. Концептуализация - это процесс восприятия объектов и явлений на основе общих признаков, их осмысления и приведения к понятийной форме. Категоризация же создает порядок в мышлении путем разделения этих понятий на определенные категории и объединения их в группы. Эти процессы позволяют систематизировать реальность в сознании человека, понять ее и выразить в процессе коммуникации. В статье показана неразрывная связь концептуализации и категоризации с языком, мышлением, культурой и процессами познания. Также обосновывается, что формирование категорий зависит не только от индивидуального мышления, но и от языковых и культурных норм, существующих в обществе. Это раскрывает динамический и контекстуально-зависимый характер категорий.

Библиографические ссылки

Микешина Л.А. Категоризация как всеобщая процедура познавательной деятельности // Философия науки: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 99

Rosch E. Principles of categorization. In D. J. Levitin (Ed.), Foundations of cognitive psychology: Core readings, 2002. – pp. 251–270.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л. Витген-штейн // Избранные работы / Л. Витгенштейн ; пер. В Руднева. – Москва : Территория будущего, 2005. – С. 13-222.

Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер ; пер. с нем. В. В. Бибихина. – Харьков : Фолио, 2003. – C. 73.

Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманит. наук : пер. с фр. / М. Фуко. – Санкт-Петербург : А-cad : Талисман, 1994. – C.30.

Guignard, J.-B. Linguistique Cognitive et modèles catégoriaux: Quelques considérations épistémologiques / J.-B. Guignard // Corela Cognition Représentation Langage. – 2011. – V. 9, № 2.

Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика : введ. в когнитив. лингвистику : курс лекций / Н. Н. Болдырев ; Тамбов. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. – Тамбов : Изд-во ТГУ, 2014. – С.115.

Дзюба Е.В. Лингвокогнитивная категоризация действительности в русском языковом сознании : дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01, 10.02.19 / Е. В. Дзюба ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2016. – C. 96, 464-465.

Delbecque N. Linguistique cognitive. Comprendre comment fonctionne le langage. Champs linguistiques / N. Delbecque. – Bruxelles : De Boeck-Duculot, 2006. – P. 35.

Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. М., 2007. – С. 90.

Лакофф Д. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / Пер. с англ. И. Б. Шатуновского. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — С.63.

Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов / Пер. с англ. Р.И.Розиной // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. - М., 1988 – С. 12-51.

Загрузки

41 10

Опубликован

Концептуализация и категоризация как фактор возникновения категорий

Как цитировать

Маматова, Ф. 2025. Концептуализация и категоризация как фактор возникновения категорий. Зарубежная лингвистика и лингводидактика. 3, 3 (май 2025), 73–78. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss3-pp73-78.

Выпуск

Раздел

13.00.00 – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ