Образовательный дисурс как интеграция обучения и воспитания

  • д.ф.н. профессор, Негосударственное высшее образовательное учреждение ALFRAGANUS UNIVERSITY
  • Преподаватель,, Негосударственное высшее образовательное учреждение ALFRAGANUS UNIVERSITY Ташкент, Узбекистан

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss4-pp41-46

Ключевые слова

образовательный дискурс , обучение , воспитание , коммуникативное взаимодействие , ценности , цифровизация

Аннотация

 Установлено, что образовательный дискурс представляет собой интегративное пространство, в котором обучение и воспитание взаимосвязаны и реализуются через коммуникативное взаимодействие. Обнаружено, что в условиях цифровизации традиционное разделение этих процессов становится неэффективным. Рассмотрены теоретические подходы М. Фуко, Н. Д. Арутюновой и В. И. Карасика, охарактеризованы их концептуальные различия и вклад в понимание дискурса как социокультурной практики. Оценено влияние речевых стратегий преподавателя на формирование ценностей, норм и личностной идентичности учащегося. Выявлены проблемы, препятствующие реализации воспитательной функции в современной образовательной среде: кризис ценностей, формализация воспитательных мероприятий, неподготовленность педагогов. Характеризуются перспективы обновления образовательного дискурса на основе интеграции когнитивного и аксиологического компонентов.

Библиографические ссылки

Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – С. 136–137.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. – 204 с.

Евстифеева А. А. Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники // Молодой ученый. – 2021. – № 20 (362). – С. 299–301.

Карасик В. И. Дискурс // Дискурс – Пи. – 2015. – № 3–4. – С. 147–148.

Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.

Ушакова О. П. Образовательный дискурс в межкультурном диалоге // Наука и современность. – 2010. – № 5 (3). – С. 68–73.

Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1954. – 637 с.

Фуко М. Археология знания / пер. с фр. Н. Мавлевич. – СПб.: A-cad, 2004. – 416 с.

Чернявская В. Е. Коммуникативные стратегии в институциональном дискурсе. – М.: ЛКИ, 2006. – 76 с.

Загрузки

25 16

Опубликован

Образовательный дисурс как интеграция обучения и воспитания

Как цитировать

Султонова, Ш. и Исмоилова, Р. 2025. Образовательный дисурс как интеграция обучения и воспитания. Зарубежная лингвистика и лингводидактика. 3, 4 (июл. 2025), 41–46. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss4-pp41-46.

Выпуск

Раздел

13.00.00 – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ