DOI
https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss4-pp47-56Ключевые слова
тема Искандара , Alexander Romance , Алишер Навои , Садди Искандари , сравнительно-типологический анализ , народный эпос , классическая литератураАннотация
Изучение темы Искандара в узбекском литературоведении является одним из пересечений восточной и западной литературных традиций и потому требует особого научного внимания. Источники образа Искандара тесно связаны с древнегреческой традицией «Alexander Romance», с творчеством персидских классиков, таких как Низами Гянджеви, а также с образцами устного народного творчества. В узбекском литературоведении эта тема начала систематически изучаться со второй половины XX века.
В 1991–2010 гг. усилились сравнительно-типологические исследования: образ Искандара рассматривался в сопоставлении с героями народного эпоса и с западной литературной традицией. Такие ученые, как Ф. Сулеймонова, Б. Сарымсоков, К. Имамов, Х. Хомидий, М. Джураев уделяли особое внимание сходствам и различиям эпического и письменного образа Искандара, а также процессу миграции мотивов и сюжетных структур. Кроме того, исследователи А. Хаитметов, Р. Вахидов, Х. Эшонкулов показали место и художественные особенности образа Искандара в поэме Алишера Навои «Садди Искандари» в контексте узбекской классической литературы.
В современных исследованиях (И. Исмоилов, Ш. Худойбердиева и др.) анализируются генетические корни, народные интерпретации и поэтическая структура образа Искандара с использованием современных компаративных подходов. Эти изыскания позволяют комплексно изучать тему Искандара в узбекском литературоведении в историко-литературном, сравнительно-типологическом и поэтическом аспектах.
Библиографические ссылки
Бартольд, В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. – Москва: Наука, 1963. – 600 с.
Навоий, Алишер. Садди Искандарий / МАТ. 20 т. Т. 11. – Тошкент: Фан, 1987. 727 б.
Golden, P. B. Central Asia in World History. – Oxford: Oxford University Press, 2011. – 184 p.
Бартольд, В. В. Очерк истории семейских отношений у мусульман. – Петроград, 1918. – 56 с.
Бертельс, Е. Э. Низами и его современники. – Москва: Изд-во АН СССР, 1940. – 312 с.
Смирнова, О. А. Рукописи среднеазиатских народных книг. –Москва: Изд-во восточной литературы, 1959. – 198 с.
Ҳайитметов, А. Алишер Навоий ва ўзбек адабиёти тарихи масалалари. – Тошкент: Фан, 1970. – 250 б.
Ўзбек адабиёти тарихи. – Тошкент: Ўқитувчи, 1976. – 420 б.
Воҳидов, Р.; Эшонқулов, Ҳ. Ўзбек мумтоз адабиёти тарихи. – Тошкент: Университет, 2005. – 368 б.
Meisami, J. S. Medieval Persian Historiography. – Edinburgh: Edinburgh University Press, 1999. – 320 p.
Сулаймонова, Ф. Ўзбек халқ достонларида тарихий шахс образи. – Тошкент: Фан, 1998. – 215 б.
Саримсоқов, Б. Ўзбек халқ эпосида тарихий образлар эволюцияси. – Тошкент: Ма’навият, 2001. – 184 б.
Имомов, К.; Хомидий, Ҳ. Шарқ адабиёти ва халқ оғзаки ижодида Искандар обра́зи // Ўзбек тили ва адабиёти. – 2005. – №4. – Б. 45-52.
Жўраев, М. Қиёсий адабиётшунослик асослари. – Тошкент: Ўзбекистон Миллий университети, 2007. – 276 б.
Ismoilov, I. Alisher Navoiyning “Saddi Iskandariy” dostonining qiyosiy tahlili: PhD dissertatsiyasi. – Toshkent, 2019. – 160 b.
Ismoilov, I. Alisher Navoiyning “Saddi Iskandariy” dostoni genezisi va poetikasi: DsC dissertatsiyasi. –Toshkent, 2022. – 280 b.
Худойбердиева, Ш. Искандар подшо қиссаси — Искандар ҳақидаги халқона асар // Фольклоршунослик тўплами. – Тошкент, 2023. – Б. 85-94.
Бертельс, Е. Э. Роман об Александре и его главные версии на Востоке. – Москва-Ленинград: Изд-во АН СССР, 1948. – 280 с.
Загрузки
34 26Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Хафиза Абдураимова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.











