Лингвокогнитивный анализ вербальных и невербальных средств, реализующих процессы концептуализации и категоризации

  • PhD, доцент, “Кокандский университет” филиал в Андижане

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss5/S-pp373-379

Ключевые слова

категоризация , классификация , концептуализация , фрейм , концепт , лексический уровень , система

Аннотация

Принимая во внимание, что проблемы изучения процессов концептуализации и категоризации известной действительности относятся к числу наиболее актуальных и актуальных вопросов когнитивной лингвистики, описание концепта, признанного учеными основной формой классификации знания и основным средством концептуализации реальности, категории, фрейма, ставшей средством обучения в когнитивной лингвистике. Проведение масштабных научных исследований таких терминов, как гештальт и слот, остается наиболее актуальной задачей, стоящей перед современными лингвистами мира. Данная статья посвящена лингвокогнитивному анализу вербальных и невербальных средств, реализующих процессы концептуализации и категоризации.

Библиографические ссылки

Расулова М.И. Основы лексикой категоризации в лингвистике. Изд-во «ФАН» Академии наук Республики Узбекистан. Ташкент – 2005. – 268 с.

Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика / В.А. Маслова. –Минск, 2004. –с. 40-47.

Лингвистический энциклопедический словарь, 1990, с. 215.

Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания. В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. – М.: Прогресс. 1988. 52-92. –с.

Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов / Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 2004. - Вып. 23. Когни¬тивные аспекты языка. - С. 86.

Bruner J. Processes of Cognitive Growth: Infancy, 1968.

Коул Элементы общей лингвистики». 262 с.

Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: МГУ, 1996. - 245 –с.

Виттгенштейн Л. Два типа лингвистической рефлексии. М.: Прогресс. 1988. 52-92. –с.

Рош Э. Поэтому среди когнитивных лингвистов людей с психологическим или хотя бы психолингвистическим прошлым мало (исключение составляют. - М., 2000,- С.8- 22.

Лакофф Дж. Когнитивное моделирование: (Из книги «Женщины, огонь и опасные предметы») / Дж. Лакофф И Язык и интеллект. - М., 1995. -С. 143-184

Фрумкина Р.М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога / Р.М. Фрумкина // Научно-техническая информация. - Сер. 2: Информационные процессы и системы. - 1992, № 6. - С.1-8.102-103.

Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике: свойст¬ва и различия в теориях и целях / А. Ченки // Вопросы языкознания. - 1996. -№2.-С. 68-78.

Топорова В.М. Концепт «форма» в семантическом пространст-ве языка/В.М. Топорова. - Воронеж: «Истоки», 1999. - 175 с.

http://ideashistory.org.ru/ pdfs/phss09g3p2.pdf

Shoxidaxon, K. (2024). The Concept of" Language/Tongue" In the English, Uzbek and Russian Languages. Miasto Przyszłości, 48, 377-379.

Курбанова, Ш. (2024). Лингвикогнозитивные, лингвокультурологические и социопрагматические аспекты единиц номинативного когнитивного пространства концепта «язык». Зарубежная лингвистика и лингводидактика, 2(2/S), 9-13.

Загрузки

22 18

Опубликован

Лингвокогнитивный анализ вербальных и невербальных средств, реализующих процессы концептуализации и категоризации

Как цитировать

Курбонова, Ш. 2025. Лингвокогнитивный анализ вербальных и невербальных средств, реализующих процессы концептуализации и категоризации. Зарубежная лингвистика и лингводидактика. 3, 5/S (май 2025), 373–379. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss5/S-pp373-379.