DOI
https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss7/S-pp152-157Ключевые слова
метапознание , читательская компетенция , будущие учителя , обучение стратегиям , педагогическое образование , рефлексивное обучение , понимание , педагогический инструментАннотация
В данной статье рассматривается потенциал метакогнитивных стратегий как эффективного педагогического инструмента повышения читательской компетенции будущих учителей английского языка. Читательская компетенция, рассматриваемая как сложная интеграция лингвистических, когнитивных и культурных навыков, необходима для программ подготовки учителей. В исследовании подчеркивается роль метакогнитивной осознанности – планирования, мониторинга и оценки собственных процессов чтения – в развитии критического понимания и рефлексивного обучения. Вовлекая будущих учителей в обучение на основе стратегий, данный подход направлен на развитие навыков самостоятельного обучения, улучшение интерпретации текста и укрепление их способности передавать навыки чтения в своих будущих классах. Опираясь на теоретические модели метапознания и эмпирические результаты в прикладной лингвистике, статья предлагает практические рекомендации по интеграции обучения метакогнитивным стратегиям в учебные программы подготовки учителей. Делается вывод, что систематическое применение этих стратегий приводит к более глубокому пониманию, повышению академической грамотности и устойчивой профессиональной компетентности.
Библиографические ссылки
Anderson, N. J. (2002). The role of metacognition in second language teaching and learning. ERIC Digest. pp. 1–5.
Chamot, A. U. (2005). Language learning strategy instruction: Current issues and research. Annual Review of Applied Linguistics, 25, pp. 112–130.
Flavell, J. H. (1979). Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive–developmental inquiry. American Psychologist, 34(10), pp. 906–911.
Grabe, W., & Stoller, F. L. (2011). Teaching and researching reading (2nd ed.). Routledge. pp. 65–88.
Oxford, R. L. (2017). Teaching and researching language learning strategies: Self-regulation in context. Routledge. pp. 102–118.
Paris, S. G., & Winograd, P. (1990). How metacognition can promote academic learning and instruction. In B. F. Jones & L. Idol (Eds.), Dimensions of thinking and cognitive instruction. Lawrence Erlbaum. pp. 15–51.
Pressley, M., & Afflerbach, P. (1995). Verbal protocols of reading: The nature of constructively responsive reading. Routledge. pp. 47–76.
Schraw, G., & Dennison, R. S. (1994). Assessing metacognitive awareness. Contemporary Educational Psychology, 19(4), pp. 460–475.
Vandergrift, L., & Goh, C. C. M. (2012). Teaching and learning second language listening: Metacognition in action. Routledge. pp. 35–58.
Zhang, L. J., & Wu, A. (2009). Chinese senior high school EFL students’ metacognitive awareness and reading-strategy use. Reading in a Foreign Language, 21(1), pp. 37–59.
Загрузки
20 10Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Дилноза Курбанбаева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.











