DOI
https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss5-pp276-286Ключевые слова
эвфемизация , коммуникация , прагматика , теория вежливости , управление лицом , контекст , социолингвистика , дискурсивный анализАннотация
Эвфемизация, процесс замены резких или табуированных выражений косвенными и вежливыми, является фундаментальной коммуникативной стратегией, основанной на антропоцентрической природе человеческого взаимодействия. В данном исследовании рассматривается роль эвфемизации в коммуникации, и утверждается, что она служит важнейшим прагматическим инструментом для навигации в сложных социолингвистических ландшафтах. В исследовании используется качественная методология синтеза теорий, анализ существующей литературы по прагматике, социолингвистике и дискурс-анализу для построения комплексной модели. Анализ основан на ключевом принципе, согласно которому успешная коммуникация в значительной степени зависит от контекстуальных факторов, включая речевую ситуацию, обстановку, пространство, время и характеристики участников. Результаты представляют собой многомерную модель эвфемизации, описывающую её основные функции: a) управление отношениями (соблюдение принципов вежливости и поддержание социальной гармонии), b) смягчение угрозы (защита позитивного и негативного образа говорящего и слушающего), c) контекстуальная адаптация (адаптация языка к определённым пространственно-временным и ситуативным ограничениям) и d) стратегическая инструментализация (использование эвфемизмов для убеждения, сокрытия или идеологического контроля в политическом и медийном дискурсах). В обсуждении утверждается, что эвфемизация — это не просто лексическая замена, а динамичный, контекстно-зависимый когнитивный и социальный процесс, необходимый для достижения коммуникативных целей. В нём делается вывод о том, что способность говорящего эффективно использовать эвфемизмы является маркером высокой коммуникативной компетентности, отражающим глубокое понимание сложного взаимодействия языка, культуры и социального контекста. Данное исследование подчёркивает центральную роль эвфемизации в обеспечении согласованного, кооперативного и культурно-чувствительного человеческого взаимодействия.
Библиографические ссылки
Allan, K., & Burridge, K. (2006). Forbidden Words: Taboo and the Censoring of Language. Cambridge University Press.
Brown, P., & Levinson, S. C. (1987). Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge University Press.
Crespo-Fernández, E. (2015). Sex in Language: Euphemistic and Dysphemistic Metaphors in Internet Forums. Bloomsbury Academic.
Frazer, J. G. (1922). The Golden Bough: A Study in Magic and Religion. Macmillan.
Goffman, E. (1967). Interaction Ritual: Essays on Face-to-Face Behavior. Anchor Books.
Grice, H. P. (1975). Logic and Conversation. In P. Cole & J. L. Morgan (Eds.), Syntax and Semantics, Vol. 3: Speech Acts (pp. 41–58). Academic Press.
Hymes, D. (1972). On Communicative Competence. In J. B. Pride & J. Holmes (Eds.), Sociolinguistics (pp. 269-293). Penguin.
Leech, G. N. (1983). Principles of Pragmatics. Longman.
Orwell, G. (1946). Politics and the English Language. Horizon.
Pinker, S. (1994). The Language Instinct. William Morrow and Company.
Загрузки
5 11Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Нодирхон Шарафутдинов

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.











