Особенности и принципы личностно-ориентированной философии образования К. Роджерса

  • Самостоятельный исследователь, Наманганский государственный университет

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol2-iss5-pp259-265

Ключевые слова

обучение , ориентированное на учащегося , доверие к студенту , эмпатия , подлинность , безусловное положительное принятие , современная педагогика , критическая педагогика.

Аннотация

В данной статье представлен научный анализ принципа доверия к учащемуся в педагогической философии Карла Р. Роджерса, ориентированной на ученика. Роджерс подчеркивал, что доверие со стороны учителя играет решающую роль в формировании у студентов свободы выбора, способности к самостоятельному принятию решений и чувства личной ответственности. В статье подробно рассматриваются ключевые принципы Роджерса — эмпатия, подлинность и безусловное положительное принятие — и сравниваются с современными научными теориями и эмпирическими исследованиями. Одновременно обсуждаются критические замечания таких ученых, как Пауло Фрейре и Б. Ф. Скиннер, чтобы выявить сильные и слабые стороны подхода Роджерса. Результаты исследования показывают, что доверие к учащемуся является необходимым условием для построения образования на гуманистической основе, однако оно требует адаптации к современным условиям и социальным факторам.

Библиографические ссылки

Chi, M. T. H. (2014). The ICAP framework: Linking cognitive engagement to active learning outcomes. Educational Psychologist, 49(4), 219–243.

Feigenbaum, K. D. (2024). A critique of Abraham Maslow and Carl Rogers as educators. Journal of Thought and Practice (abstract). Sage.

Kolb, D. A. (1984). Experiential learning: Experience as the source of learning and development. Prentice-Hall.

Noddings, N. (n.d.). Caring: A relational approach to ethics and moral education (overview). Infed.

Rogers, C. R. (1969). Freedom to learn: A view of what education might become. C. E. Merrill.

Servant-Miklos, V. (2021). Toward social-transformative education: an ontological critique of self-directed learning (discussing Rogers–Freire debate). Journal of Education & Society.

Skinner, B. F., & Rogers, C. R. (1976). B. F. Skinner and Carl R. Rogers: A dialogue on education and the control of human behavior (transcript/archive). Internet Archive.

Chi, M. T. H. (2014). The ICAP framework: Linking cognitive engagement to active learning outcomes. Educational Psychologist, 49(4), 219–243.

Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. Springer Science & Business Media.

Dewey, J. (1938/1997). Experience and education. Touchstone.

Rogers, C. R. (1963). The actualizing tendency in relation to “motives” and to consciousness. In M. R. Jones (Ed.), Nebraska Symposium on Motivation (pp. 1–24). University of Nebraska Press.

Загрузки

24 31

Опубликован

Особенности и принципы личностно-ориентированной философии образования К. Роджерса

Как цитировать

Кукибоева, М. 2024. Особенности и принципы личностно-ориентированной философии образования К. Роджерса . Зарубежная лингвистика и лингводидактика. 2, 5 (сен. 2024), 259–265. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol2-iss5-pp259-265.

Выпуск

Раздел

Лингвистика и межкультурная коммуникация