DOI
https://doi.org/10.47689/2181-3701-vol3-iss6-pp22-28Ключевые слова
когнитивная структура знания , межсемиотические связи , интертекстуальность , аллюзия , художественный дискурс , визуальная репрезентацияАннотация
Статья посвящена исследованию межсемиотических связей в рамках когнитивных структур знания, которые включают элементы как вербальной, так и невербальной природы. Основываясь на классических моделях когнитивных структур, автор рассматривает феномен знания как комплекс взаимосвязанных концептов, формируемых на основе различных каналов опыта и репрезентируемых языковыми и неязыковыми средствами. Особое внимание уделяется художественному тексту как пространству взаимодействия различных семиотических систем. На материале повести Дж.Д. Сэлинджера «Zooey» анализируются примеры перехода от вербального к визуальному, включая театральные и материальные коды, которые формируют расширенную интерпретацию структур знания «Performing Arts». Показано, что межсемиотические переходы являются важным механизмом актуализации когнитивных структур и способствуют созданию многослойного художественного смысла.
Библиографические ссылки
Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Ролан Барт; Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс: Универс, 1994. - 615 с.
Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / Бахтин М. Сборник литературно-критических статей. - М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.
Васильева Е.А. Функциональная специфика аллюзивных текстов: Дисс. … канд. филол. наук. СПбГУ, 2011. - 140 с.
Воркачев С.Г. “Что в имени тебе моём?”: от интертекста к лингвокультурному концепту // Язык, коммуникация, социальная среда: Ежегодное научное издание / под ред. К.М.Шилихиной. – Выпуск 13. ВГУ. - Воронеж: Наука-Юнипресс, 2015. - С. 27-50.
Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие. - 3-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 293 с.
Музафарова Л.У. Метафорическая интеграция в интертекстуальном художественном пространстве // Хоrijiy filologiya: til, adabiyot, ta’lim. - №1 (90). - 2024. - C. 54-61.
Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов. - СПб.: КомКнига, 2007. - 282 с.
Ashurova D.U., Galieva M.R. Cognitive Linguistics. - Tashkent: VneshInvestProm, 2018. - 160 p.
Bartlett F.С. Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. © 1932. - 317 р.
Evans V., Green M. Cognitive Linguistics. An Introduction. Edinburgh University Press, 2006. - 851 p.
Lakoff G. Women, Fire and Dangerous Things. What Categories Reveal about the Mind. Chicago: The University of Chicago Press, 1987. - 632 p.
Minsky M. A Framework for Representing Knowledge / The Psychology of Computer Vision, ed. Patrick H. Winston. New York: McGraw-Hill, 1975. - Р. 211-277.
Чехов А.П. ПСС в 30 т. Письма. Т. 3. Октябрь 1888 - декабрь 1889. - М.: Наука, 1976. Письмо №707. - С. 273.
Salinger J.D. Nine Stories. Franny and Zooey. Raise High the Roof Beam, Carpenters. - Moscow: Progress Publishers, 1982. - 438 p.
Загрузки
7 5Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Луиза Музафарова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.











