• доктор философии (PhD) по философским наукам, доцент, Университет Общественной безопасности Республики Узбекистан, Ташкент, Узбекистан

DOI

https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol3-iss2-pp199-209

Ключевые слова

Ближний Восток / Османская империя / Российская империя / панисламизм / пантюркизм / ислам / исламское единство / фундаментализм / экстремизм / нация

Аннотация

Это статья посвящена истории "панисламизма", разработанного афганским политиком Саидом Джамалом аль-Дин аль-Афгани, который возник на Ближнем Востоке и стал идеологией групп, действующих под видом ислама в XX-XXI веках. Анализируются взгляды, высказанные в исследовательской работе ученых, занимающихся интерпретацией доктрины «панисламизм» в прошлом веке и сегодня. В статье отражены в братство и единство всех мусульман, история появления идеи панисламизма, возникновение двух разных тенденций к идеологии «панисламизма», доминирование идеи «панисламизма» на Ближнем Востоке в конце XX  века. Также, в статье описываются методологические основы идеи «панисламизма», его положительные и отрицательные аспекты, современный имидж того, что сейчас называется «неопанисламизмом», и аспекты, способствующие росту исламофобии.

В прошлом веке «панисламизм» возник как геополитическая сила, считавшаяся имперской идеологией в Османской империи. Если ранее данное учение имело положинетельное значение, в дальнейшем в России и Англии он стал оцениваться как попытка формирования идеи сепаратизма, а на сегодняшний день неустойчивость в государствах Ближнего Востока идея “панисломизма” стала ведущей, в государствах Ближнего Востока идея “панисломизма” стала толчком для образования религиозных политических партий, также на основании философского анализа раскрыты причины использования его как оружия фанатичных групп, действующих под видом ислама.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х —начало 80-х годов XX в.). – М.:, Наука, 1986.

Экстремизм ва терроризм – тараққиёт душмани. – Тошкент: Ўзбекистон Республикаси ИИВ Академияси, 2015.

Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. Сборник статей. – М:., Наука, 1982.

Ислам: Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991.

Азимова Б.Т. «Татиммат ал-Баян фи Тарих ил-Афган» Сейида Джамалуддина Афгани как исторический источник по истории центральной азии (ХѴШ-ХІХ вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Душанбе, 2010.

https://e-history.kz/media/upload/54/2013/08/31/b50049941a40f00156617db786e08f3f.pdf

Белокреницкий В.Я. Пакистан, Южная Азия, исламский мир, Восток. Избранные публикации 2008 – 2016 гг. / Институт востоковедения РАН. – М.: ИВ РАН, 2016.

Ўзбекистон миллий энциклопедияси. 6-жилд. Мирий-пархиш. – Т.: Ўзбекистон миллий энциклопедияси, 2003.

Алиев Салех Мамедоглы. История Ирана. XX век. – М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2004.

Arminius Vambery. Western culture in Eastern lands. – London.: 1906.

Сикоев Р.Р. Панисламизм: Истоки и современность. Джамалуддин Афгани и его религиозно-политические последователи ХХ — начала ХХI века. – М.: Аспект Пресс, 2010.

Özcan, Azmi: Pan-Islamism : Indian Muslims, the Ottomans and Britain (1877-1924) / by Azmi Ozcan. - Leiden ; New York ; Koln : Brill, 1997.

Бартольд В.В. Панисламизм.— Сочинения. Т. VI. М., 1966.

Смирнов Н.А. Современный ислам. – Москва.: Безбожник, 1930.

G.Wyman Bury. Pan-Islam. – London: Macmillan and Co., 1919.

Yelda Demirag. Pan-Ideologies In The Ottoman Empire Against The West: From Pan-Ottomanism To Pan-Turkism / The Turkish Yearbook of International Relations. 2005. Sayfalar 139–158. https://dergipark.org.tr/tr/pub/tyir/issue/49999/640923

Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). – М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт+», 2001.

Чикризова Ольга Сергеевна. Суннито-шиитские взаимоотношения в контексте структурных преобразований региона Ближнего и Среднего Востока (1980-Е – 2015 ГГ.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – М.: 2015.

Paksoy H. B. Nationality or religion? Views of Central Asian Islam (1901-1991). HAOL, Núm. 4 (Primavera, 2004), ISSN 1696-2060.https://www.researchgate.net/publication/26508086_Nationality_or_religion_views_of_Central_Asian_Islam_1901-1991

Berkes Niyazi. The Development of Secularism in Turkey. – London. Hurst & Company, 1998.

https://wolk28.livejournal.com/110292.html

А.Аршаруни, Х.Габидуллин. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. – Рязань.: Безбожник. 1931.

Cемедов С.А. Ислам в политике: идеология и практика. – М.: Экон-Информ, 2009.

Галузо П. Туркестан – колония. (Очерк истории Туркестана от завоевания русскими до революции 1917 года). – Москва: Коммунистического Университета Трудящихся Востока имени И.В.Сталина., 1929.

https://pgu.ru/upload/iblock/99f/a.a.-pokhilko-politizatsiya-islama-na-blizhnem-vostoke.pdf

Загрузки

80 25

Опубликован

Как цитировать

[1]
Юсупова D. 2022. «Панисламизм» как политический фактор. Общество и инновации. 3, 2 (май 2022), 199–209. DOI:https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol3-iss2-pp199-209.